Web - библиотека BRONZA - LIB
http://bronza-lib.narod.ru

  главная     каталог      написать отзыв

Корниенко П.Л. О некоторых проблемах графического изображения памятников катакомбной культуры // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов Всесоюзного семинара. - Запорожье, 1990. - С. 35 - 37.

           1. Состояние источников по катакомбной проблематике выдвигает на первый план комплекс вопросов, связанных с объективной всесторонней полевой фиксацией сложных погребальных конструкций данной культуры и культур с аналогичной конструкцией погребений, с реконструкцией уникального погребального обряда, с разнообразным погребальным инвентарем и т. п., а также вопросов, связанных с оперативной их публикацией на высоком качественном уровне.
           2. Для решения этих вопросов особо важным является применение более эффективной, экономичной системы ведения комплекса чертежных фиксационных и художественно-графических работ. Система основывается: а) на применении разработанных норм и методов специального графического изображения объектов в археологических чертежах и находок в археологических рисунках, на применении единого свода условных обозначений*; б) на широком использовании более точных производительных инструментов и

*Методические рекомендации по исследованию курганных памятников. - Киев: КГУ, 1986.

С. 36. приспособлений уже имеющихся (нивелиры, теодолиты, пантографы, профилемеры и т. п.), а также новых инструментов, гарантирующих при оптимальной скорости стабильную высокую точность, которая в минимальной степени зависит от личных способностей и интересов исполнителей, сложных условий работы в поле.
           3. Археологический чертеж соединяет в себе изобразительную объективность фотографии, последовательность текстовой формы изложения (дневник), включает в себя легенды, экспликации, разного рода дополнения и в то же время он лишен недостатков фотографии. Главными особенностями археологического чертежа являются инструментально точная, последовательная фиксация определенными способами графического изображения в установленном масштабе объективного состояния исследуемого памятника в процессе его раскопок, всей поступающей при этом информации в чертежах планов и разрезов.
           4. Полевая фиксация катакомбных погребений предполагает применение комплекса фиксационных мероприятий: фотографирование, словесное описание, зачерчивание. Для наиболее наглядной и информативной графической фиксации катакомбы необходимо введение и использование разработанной развитой системы контурного изображения археологических объектов в чертежах со строгой подчиненностью фиксируемой информации установленным 4 видам линий и пунктиров, отличных по толщине, конфигурации и форме. В этой системе контурного линейно-пунктирного изображения смогут быть объективно и всесторонне отражены разнообразие форм погребений и их частей со сложными конструктивными элементами, присутствующие в них каменные или деревянные детали, а также различная степень сохранности погребальных coopужений, наличие грабительских ходов, сложные ситуации при наличии многослойности, подзахоронений, прорезание более ранних погребений более поздними и т. п.
           5. Сложная конструкция катакомбных погребений (ступени, подбои, ниши, дромосы, плечики и т. п.) делает необходимым изображение помимо принятых плоскостных разрезов еще и элементы изометрии для отражения взаиморасположения деталей, находящихся за плоскостью разреза, что является наиболее эффективным способом передачи объемной формы объекта в археологическом чертеже. При изометрической передаче разрезов необходимым и обязательным является изображение в них скелета погребенного, находящихся в фиксируемой части катакомбы (в дромосе, шахте), поскольку это позволяет получить новую позицию для изучения положений черепа погребенного, отдельных частей скелета и сопутствующего инвентаря.
           6. В чертежах планов погребений все находки зачерчиваются в точном их положении, размерах, со всеми деталями и элементами С. 37. оформления, орнаментации и т. п. соответственно состоянию сохранности в момент обнаружения. Изображения костей животных в жертвоприношениях, в тризне, а также скелета погребенного или нескольких погребенных должны быть четкими, анатомически грамотными и соответствовать реальному положению костей и их состоянию сохранности. Особенно это необходимо при фиксации черепа погребенного (ритуальное перемещение, наличие маски и т. п.).
           7. Методика изображения разрезов (множественных) norpe6aльных сооружений, совмещенных в чертеже по одной продольной (поперечной) оси с единым уровнем нулевой отметки позволяет в одном изображении получить компактное представление об общей форме объекта. Такой концентрированный "блок" разрезов является основой для последующего построения объемной модели погребения в пространстве и времени как с помощью графического изобажения, так и с использованием возможностей компьютера.
           8. Большая насыщенность катакомбных погребений разнообразной обрядовой атрибутикой (инвентарь, подстилки, подсыпки и т. п.) обусловили актуальность выработки и рационального использования системы условных обозначений, которые бы логично, оптимально сочетались с системой контурного изображения и, одновременно, позволяли передать в черно-белом, линейно-пунктирном, точечно-штриховом изображении вместе с контурами, с элементами реконструкции еще и структуру, материальность, тон и цвет отражаемого явления.
           9. Применение разработанной системы графической фиксации катакомбных погребений обеспечит, по нашему мнению, более полновесное формирование источниковедческой базы, а также расширит не только фиксационные границы чертежной документации и повысит ее информативность, но и станет (совместно с фотографиями и дневником) основой для выхода на графические реконструкции различного уровня от плоскостных до объемных.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru