Известно умерщвление
жен или наложниц на похоронах знатных мужчин (скифские
цари, африканские властители и др.). Такие аналогии
издавна служат основанием для интерпретации совместных
погребений бронзового века в курганах понто-каспийских
степей (мужчина с одной или несколькими женщинами).
Женщина приравнивается сопроводительному погребальному
инвентарю и как бы включается в него: вместе с вещами
она должна служить покойному в загробном мире, как служила
при жизни. Вот и основа для реконструкции социальных
отношений (патриархат, полигамия).
В некоторых
из таких погребений мужские и женские скелеты лежат
в позах, характерных для полового акта, - в объятиях,
лицом друг другу. В этом видели подтверждение интерпретации.
Однако в ряде культурных С.
19. групп в таких погребениях мужчина оказывался
систематически оказывался на втором месте, за спиной
женщины (Hausler, 1974), что нельзя увязать ни с указанной
интерпретацией, ни с реконструированной социальной системой.
Для более убедительной
интерпретации необходим не произвольный, а продуктивный
выбор этно-исторических параллелей. Если исходить из
того, что индо-иранцы (арии) прибыли не позднее сер.
II тыс. до н. э. в Индию и Иран как выходцы с севера,
из культурного мира понто-каспийского степного бронзового
века, то именно в древней индо-иранской идеологии правомерно
искать ближайшие параллели нашим археологически зафиксированным
обрядам первой половины II тыс. до н. э.
В Индии и Иране
второй половины I тыс. до н.э. - I половины I тыс. н.
э. существовали письменные руководства по половым сношениям
("Камасутра" и "Цветок персика").
В числе способов полового акта там указано, кроме принятого
ныне у ряда европейских народов, также: a posteriori,
с двумя женщинами и др. (иногда и специфичность для
местности или народа). В этом свете и те совместные
погребения, которые не трактовались как имитация полового
акта, могут претендовать на такую трактовку (исключая
лишь могилы со скелетами, лежащими порознь или рядом
навзничь). Способы расположения покойников в могилах
сгруппированы покультурно и порегионно: в ямных погребениях
- лицом к лицу, в катакомбных Донца и Дона - мужчина
за спиной женщины и т. д.
Имитация полового
акта в могиле не вяжется с трактовкой женщины как части
сопроводительного инвентаря: вещи в могиле (пища, посуда,
оружие), обычно оказываются не как бы в состоянии непосредственного
использования, а заготовленными впрок. Обычай "сати"
(самосожжение вдовы) в Индии возник поздно: ни в Ведах,
ни даже в законах Ману (II в. до н. э. - II в н. э.)
еще нет санкций на него. Вдове рекомендовалось вторично
выйти замуж. Значит, утвердившаяся интерпретация смысла
совместных погребений не верна.
По представлениям
древних Ариев, дух покойника недолго пребывает на небе,
а затем вселяется в новорожденное живое существо. Чтобы
обеспечить благое перевоплощение, потомки должны совершить
жертвоприношения по обряду "шраддха". Более
сильно действующим считался обряд "дикша",
по которому человек еще при жизни завещал свое тело
в жертву всем богам. "Дикшу" рассматривали
как "второе рождение", и для завершения этого
обряда жертвующий производил ритуальный половой акт,
как бы зачиная самого себя.
Прижизненный
обряд "дикши" из-за сложности и дороговизны
был не всем доступен, его могли и не успеть совершить.
Возможно, в С. 20.
до-ведический период родные покойного нередко стремились
воспроизвести "дикшу" посмертно, для чего
жертвовали женщину или девочку (или несколько) и имитировали
в могиле половой акт. Эта реконструкция находит два
подтверждения. Во-первых, именно самые богатые катакомбные
могилы Донца не содержат совместных погребений (Klein,
1967) - видимо, из-за прижизненного выполнения "дикши".
Во-вторых, на похоронах знатного руса, по Ибн-Фадлану,
участники похорон совершали половой акт с умерщвляемой
женщиной, приговаривая, что делают это "за господина".
Такая интерпретация
требует пересмотра некоторых социально-исторических
реконструкций. Кроме того, она представляет возможность
сопоставления и генетической увязки культур по одной
из наиболее интимных и консервативных бытовых традиций.
Получают объяснения и смежные феномены: возможно, что
женские скелеты при детских принадлежат не матерям,
а предложенным духу ребенка наложницам в соответствии
с обрядом "дикши" и особой опасностью, приписывавшейся
духу детей. (см. Hausler, 1968).