Раскопки последних лет выявили на территории Волго-Донских
степей целый ряд характерных захоронений эпохи средней
бронзы, которые относятся к полтавкинской культуре.
Эталоном этой
культуры, открытой П. Рау и охарактеризованной Н.К. Качаловой,
считались до сих пор левобережные нижневолжские памятники
(Качалова Н.К., 1962, 1967; Мельник В.И., 1985; Кузнецов
П.Ф., 1989). Предлагаемые в этой статье новые материалы
расширяют ареал этой культуры, дополняют ее характеристику,
уточняют хронологическую позицию полтавкинских древностей.
Речь идет о постоянно
пополняющейся серии погребений в подбоях, встречающихся
в курганах бассейна Волги и Дона, в основном на территории
междуречья
(1). Стандартный ритуал и инвентарь подбойных
могил позволяет сопоставить с ними ряд комплексов в ямах
либо в полуразрушенных могильных конструкциях, материалы
которых использованы в общем культурно-хронологическом
анализе
(рис.1). Однако основным критерием
рассматриваемой группы погребений является подбойный обряд,
к описанию которого мы переходим.
В качестве статистической
выборки использованы 22 захоронения в подбоях. Типологическое
различие подбоев и классических катакомб состоит в том,
что последние имеют специально оформленный вход в погребальную
камеру. Это узкий спуск в виде желобчатого понижения,
так называемый лаз, нередко с дромосом-простенком между
колодцем и камерой. Входное отверстие всегда заужено относительно
стенки колодца, обособляя от него камеру. У подбоев, напротив,
камера служит подземным продолжением входной ямы (аналогичные
пропорции, характер обработки стенок). Поэтому вход в
нее устроен вдоль всей стенки ямы и никак не оформлен,
кроме крутой ступеньки между ними (иногда и она отсутствует).
Кроме конструктивных деталей существовало, по всей вероятности,
и семантическое отличие подбоев от катакомб. Подбойные
могилы периода ранних катакомб, как правило, основные
в курганах, для них характерна устойчивая широтная ориентация
сооружения и, соответственно, погребенного. Отсутствие
в этих подбоях таких существенных элементов раннекатакомбного
ритуала, как дополнительных подзахоронений, смещений черепов
умерших, обычая ставить в могилу жаровню с углями и класть
шкуру животного
(2), свидетельствует о совершенно
иной идеологической подоснове этого обряда. В отличие
от катакомбы, подбой не является склеповой конструкцией
(Кияшко А.В., 1990, с. 24 - 25).
Ритуал исследуемых
подбойных захоронений характеризуется следующими признаками:
преимущественно основное положение в кургане (14 случаев);
ориентировка головой на восток с незначительными отклонениями
(22); поза умерших: на спине с разворотом на бок (17),
реже на боку (5); умершие повернуты спиной ко входу в
подбой (13; например,
рис.2/1-5, рис.3/1-3, 5).
В составе инвентаря, как правило, имеется глиняный сосуд
(16); находки других предметов единичны - это бронзовые
подвески с прямым или перевитым стерженьком и шариком
на конце, височное кольцо с так называемым обратным разворотом,
бронзовые ножи и шило, костяные бусы, дисковидные подвески,
рубчатые пронизки, сигаровидная булавка с фигурным навершием
из рога, каменные терочники, кремневый наконечник стрелы
с глубокой выемкой в основании. Устойчивым элементом ритуала
подбойных могил являются кости мелкого рогатого скота,
брошенные
1 Автор искренне благодарен В.И. Мамонтову, Е.П. Мыськову,
И.В. Сергацкову, Л.С. Ильюкову, В.Я. Кияшко за разрешение
использовать в работе неопубликованные материалы раскопок.
2 Находки черепов и костей ног мелкого рогатого скота
в катакомбах.
С. 18. на ступеньке
или на дне подбоя. Вероятно, это остатки поминальной
трапезы, совершавшейся в момент захоронения (рис.2,
3).
Ритуал погребений
настолько стандартен, что их сходство видно и без статистической
обработки. Следует отметить, что как сама конструкция
могил, так и элементы обряда - отвернутые от входа костяки,
тушки барана, отсутствие жаровен - характеризуют в данном
случае вышеупомянутый подбойный обряд, отличный от катакомбного.
Сосуды, сопровождавшие практически каждого умершего,
располагались чаще всего рядом с туловищем, реже - в
ногах или за головой. Это лепные изделия, имеющие, как
правило, коричневую поверхность - сглаженную либо покрытую
внутри и снаружи полосчатыми расчесами. Тесто с шамотом
или без заметных примесей. Керамика представлена тремя
основными типами. Это закрытые банки (рис.4/4-7);
сосуды с яйцевидным туловом и выделенным венчиком (рис.4/2,
5/2,4-5); сосуды с выделенным плечиком округлой
или уступчатой профилировки (рис.4/1, 5/1,3,6,
6/1-5). Особо следует отметить сосуды острореберной
формы, в верхней трети тулова которых располагается
орнаментальный фриз (рис.4/3, 6/6).
Характерным
признаком керамики является скошенная внутрь площадка
венчика (рис.4/4-7; 5/1-6; 6/1). Основная
композиция орнамента: сочетание горизонтального узора
на плечике сосуда, выполненного чаще всего веревочным,
реже - прочерченным или зубчатым штампом, со сплошной
орнаментацией остальной части тулова преимущественно
зубчатым штампом (например, рис.5/1-6).
В тех случаях, когда горизонтальный пояс орнамента размещен
выше плечика, сосуд имеет уже упомянутую острореберную
форму. Частым мотивом горизонтального узора являются
своеобразные прогибы (рис.4/6; 5/3,6; 6/4).
В редких случаях горизонтальный фриз бывает выполнен
зубчатым штампом (рис.5/ 1; 6/2-3). В
хронологическом отношении важен случай, когда горизонтальный
фриз включает вертикально-зональный сюжет орнамента
(рис.6/2, 7/4; Кияшко А.В., 1989а, с.
92 - 93). Наконец, орнамент ряда сосудов содержит так
называемые паркетные (рис.4/3, 5/2) и
асимметричные (рис.6/ 5-6) мотивы, а также
свисающие треугольники (рис.5/4; 6/1,3).
Ниже столь
характерного орнаментального пояса располагается в большинстве
случаев не менее типичный мотив украшения рассматриваемой
керамики. Это оттиски зубчатого штампа в стиле шагающей
гребенки: либо бессистемные, либо составляющие горизонтальные
ряды (рис.4/ 4-5; 5/1-3,5; 6/1,4,6). Иногда
их заменяют веревочные элементы (рис.4/7; 5/6;
6/5), зубчатые оттиски в елочном стиле (рис.6/
2-3) либо бессистемные расчесы зубчатым штампом
(рис.4/1). Такой орнамент покрывает чаще
всего все тулово ниже плечика.
В
целом керамику из захоронений в подбоях можно охарактеризовать
как достаточно единый комплекс с точки зрения технологии,
морфологии и орнаментики.
Среди остального инвентаря заслуживают отдельного упоминания
бронзовые клинки, представленные четырьмя экземплярами.
Они иллюстрируют довольно характерные типы подобных
изделий: ножи с ромбовидным лезвием и длинным, раскованным
на конце черенком (рис. 7/1,3); удлиненно-треугольные
ножи первого привольненского типа с наибольшей шириной
клинка у его основания (рис.7/5); ножи
так называемой пятиугольной схемы, с наибольшей шириной
клинка в верхней трети, которая и является лезвийной
(рис.7/2). Эти разновидности ножей были
охарактеризованы С.Н. Братченко в его обзоре донецкого
металла (Братченко С.Н., 1976, с. 49 - 51), они типичны
для инвентаря погребений третьего (раннедонецкого) хронологического
горизонта позднеямных - катакомбных древностей Нижнего
Дона (Кияшко А.В., 1990, с.21). Критерием этого горизонта
служит также находка бронзовой подвески с обратным разворотом
и кремневого наконечника стрелы с выемкой в основании.
Подтверждают такую синхронизацию и вышеупомянутые особенности
орнаментации керамики, в частности вертикально-зональное
членение узора во фризе (рис.6/2, 7/4),
а также веревочные, петельчатые "овы" (рис.
6/6).
Дополнительным аргументом в пользу относительно раннего
положения изучаемых погребений в системе древностей
эпохи средней бронзы служат стратиграфические данные.
В двух случаях - в могильнике Солодовка (рис.3/3)
и у хутора Остров (рис.3/ 4) - типичные
погребения в подбоях были прорезаны могилами, содержащими
керамику развитого катакомбного облика (рис.7/6-7).
С. 19. Итак, типологический
анализ обряда и инвентаря, данные стратиграфии позволяют
синхронизировать погребения в подбоях с раннедонецкими
памятниками Нижнего Дона. Они бытуют вслед за периодом
ранних катакомб (последняя четверть III тыс. до н.э.)
и, соответственно, могут быть датированы рубежом III
и II тыс. до н.э.
Вероятно, нет особых проблем и с определением общего,
априорно декларированного в заглавии этой статьи, полтавкинского
облика рассматриваемых погребений. Гораздо сложнее разобраться
в том, что же они образуют вместе с уже известными полтавкинскими
древностями: тип, ступень, группу или культуру. Все
эти термины уже фигурировали в исследованиях полтавкинской
проблематики (см. Мельник В.И., 1985, с. 5 - 7).
Прежде чем дать такую культурно-историческую оценку,
попробуем сформулировать свое представление об археологических
признаках эпохи бронзы Юго-Восточной Европы. Они составляют
сложные структуры, основные элементы которых могли формироваться
относительно независимо друг от друга. К числу этих
элементов мы относим керамику, погребальный обряд, металл.
Безусловно, этот перечень не охватывает всего многообразия
признаков бронзового века, но он включает, на наш взгляд,
основные его компоненты.
Традиции изготовления керамики в эпоху бронзы были очень
устойчивы, так как глиняную посуду лепили, очевидно,
практически в каждом хозяйстве по рецептам, передававшимся
из поколения в поколение. Поэтому на основе изучения
керамики установлено локальное членение крупных общностей
эпохи бронзы, которое отражает многообразие местных
традиций, действовавших порой на протяжении всей эпохи
(1). В то же время керамика изменялась под влиянием
эпохальных процессов: миграций, переориентации связей,
идеологических новаций и т.д. Локально-хронологические
особенности керамического комплекса эпохи, его элементарные
пространственно-временные "ячейки" более всего,
на наш взгляд, соответствуют понятию "археологическая
культура".
Погребальный обряд коренится в религиозной сфере, поэтому
его возникновение трудно проследить по археологическим
данным. Известно лишь, что территория его распространения
была более обширной, охватывала несколько "керамических"
культур, образовывала общность этих культур (2).
В эпоху средней бронзы сложение локальных разновидностей
погребального обряда происходило на местной основе под
воздействием древнего центра его формирования (Кияшко
А.В., 19896, с. 41 - 43).
Способы металлообработки для каждого периода бронзового
века имели моноцентрическое происхождение, обусловленное
поочередным функционированием двух-трех значимых для
Юго-Восточной Европы горно-металлургических центров
(Кавказ, Урал, Карпато-Балканский регион) (Бочкарев
В.С., 1990, с. 4 - 5). Распространение изделий из этих
центров было очень обширным и охватывало территории
не "только ряда "керамических" культур,
но и "погребальных" общностей (3).
Работы В.С. Бочкарева по проблемам культурогенеза эпохи
бронзы, его идеи о центрах, "очагах" данного
процесса позволяют уточнить пространственные характеристики
самой эпохи и ее отдельных периодов. То, что имеет центр,
имеет, соответственно, и периферию: ближнюю и дальнюю;
имеет и контактную зону с периферией другого центра
и т.д. Другими словами, для описания процессов культурогенеза
эпохи бронзы Восточной Европы в определенной степени
применимо учение о культурных кругах и диффузии культурных
явлений, разработанное германскими учеными в начале
XX века (Токарев С.А., 1978, с. 134, 144).
1 Например, основным критерием выделения катакомбных культур
оказались особенности их керамики. В сильно упрощенном
виде они таковы: донецкая культура - кубок; манычская
- реповидный сосуд; среднедонская - раструбошейный сосуд;
калмыцкая - чугунок; батуринская - высокошейный сосуд
с ручками и прочерченным орнаментом; ингульская - чаши
со специфическим узором.
2 Критерий выделения культур по погребальному обряду -
ямная, катакомбная, срубная - закономерно привел к их
"разрастанию" до культурно-исторических общностей.
3 Известны, например, находки бронзовых изделий кавказских
типов в ареале среднеднепровской и абашевской культур.
С. 20. Таким образом,
для бронзового века Юго-Восточной Европы безоговорочное
употребление термина "археологическая культура"
возможно, на наш взгляд, только в отношении определенного
локально-хронологического своеобразия керамики. Признаки
погребального обряда чаще всего имеют надкультурный
характер, хотя их детальный анализ позволяет установить
доминирующую в той или иной "керамической"
культуре разновидность данного обряда. Распространение
определенного обряда формирует, как уже было сказано,
общности культур. Облик изделий из металла свидетельствует
лишь об эпохальной принадлежности и общей ориентации
какой-либо археологической культуры.
В этой системе координат памятники эпохи средней бронзы
Волго-Донских степей занимают периферийное положение
по отношению к северокавказскому очагу культурогенеза
(Кияшко А.В., 1995, с. 18). Наибольшим своеобразием
среди них обладают полтавкинские древности. По нашему
мнению, они составляют особую археологическую культуру,
определяемую по керамике, а также по некоторым характерным
деталям погребального обряда. По металлическому инвентарю
полтавкинская культура относится к северокавказской
провинции эпохи средней бронзы, а по общему типу погребального
обряда - к культурам катакомбного круга (катакомбной
культурно-исторической общности). Особенностями керамики
полтавкинской культуры является преобладание бесшейных
яйцевидных сосудов, украшенных композицией орнамента,
сочетающей горизонтальный пояс узора на плечике и сплошную
орнаментацию тулова, иногда переходящую на днище сосуда.
Характерным мотивом орнамента служат оттиски шагающей
гребенки. В погребальном обряде признаками полтавкинской
культуры являются: традиция сооружения над могилами
индивидуальных насыпей (преимущественно основные погребения);
устройство могил в подбоях и ямах; ориентировка костяков
в восточный сектор; архаичная для этого периода поза
умерших - скорченно на спине, и т.д.
Существенной проблемой остается хронологическое и локальное
членение полтавкинской культуры, ее соотношение с другими
катакомбными культурами. В имеющейся литературе эти
вопросы рассматривались изолированно друг от друга (Качалова
Н.К., 1968, 1983; Мельник В.И., 1985). Между тем их
можно решить во взаимосвязи и при опоре на разработанную
хронологию древностей степного Предкавказья.
В рамках этой статьи мы не можем воссоздать сколько-нибудь
полную картину локально-хронологического развития и
связей полтавкинской культуры. Поэтому ограничимся общим,
предварительным обзором этих вопросов.
По характеру обряда и инвентаря погребения в подбоях
не являются самыми ранними среди полтавкинских древностей
низовий Волги и Дона. Ранний этап полтавкинской культуры
представлен, по нашему мнению, серией погребений в ямах,
содержащих высокие слабопрофилированные и баночные сосуды,
сплошь покрытые орнаментом (Светлое озеро 3/1; Ямамюндунг
С 17/2; Фриденберг Е 6/2; Новоникольский I 7/17; Верхнее
Погромное I 2/ 12). Эта керамика имеет аналогии на Востоке,
в памятниках бронзового века Казахстана и Южной Сибири,
и, очевидно, фиксирует восточный импульс в сложении
полтавкинской культуры (Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В.,
Максименков Г.А., 1980, с. 118 - 120, табл.XXVII - XXIX).
В дальнейшем этот импульс сильно трансформировался,
повлияв, вероятно, на сохранение в полтавкинском керамическом
материале высоких форм сосудов со сплошной орнаментацией
поверхности (например, Бородаевка 6/9; Мариновка 2/3
- рис.5/5). Раннеполтавкинские погребения по ряду признаков
синхронны памятникам III группы ямной культуры Волго-Уральского
междуречья (по Н.Я. Мерперту), оставившие их племена,
судя по всему, сосуществовали на одной территории как
пришлое и местное население. Это время ранних преддонецких
катакомб Нижнего Дона - последняя четверть III тыс.
до н.э. (Кияшко А.В., 1990, с. 22 - 24).
На втором этапе полтавкинской культуры происходит расширение
ее ареала и количественный рост памятников. Традиционно
центром этой культуры считают степное Заволжье (Качалова
Н.К., 1962, 1967; Кузнецов П.Ф., 1989), однако картографирование
полтавкинских подбоев свидетельствует, по крайней мере,
о росте значения территории Волго-Донского междуречья,
если не о формировании здесь С.
21. центра развитой полтавкинской культуры
(рис.1). Происходит сближение этой культуры
с кругом катакомбных древностей, включение ее в сферу
влияния кавказского очага культурогенеза эпохи средней
бронзы. Морфология и некоторые сюжеты орнаментации керамики,
типы металлических изделий, устройство подбоев и ряд
других признаков убедительно свидетельствует об этом.
Вместе с тем "родимые пятна" полтавкинской
культуры по-прежнему указывают на ее восточные корни.
Такие сугубо традиционные элементы культуры, как способ
нанесения орнамента и мотив шагающей гребенки, восходят
к энеолиту Волго-Уралья (Матюшин Г.Н., 1982, с. 116,
табл.1). Итак, второй этап полтавкинской культуры может
быть сопоставлен с раннедонецкими древностями Нижнего
Дона и датирован рубежом III - II тыс. до н.э.
В следующий период развития эпохи средней бронзы происходит
кристаллизация развитых катакомбных культур: донецкой,
манычской, среднедонской и т.д. Полтавкинская культура,
заканчивая свое существование, трансформируется в самостоятельную
волго-донcкую культуру эпохи средней бронзы (Кияшко
А.В., 1996, с. 23).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бочкарев В. С. 1990. Факторы развития металлообрабатывающего
производства южной половины Восточной Европы в эпоху
поздней бронзы // Проблемы древней истории Северного
Причерноморья и Средней Азии: Тез. докл. конференции.
Л.
Братченко С.Н. 1976. Нижнее Подонье в эпоху средней
бронзы. Киев.
Вадецкая Э.Б., Леонтъев Н.В., Максименков Г.А. 1980.
Памятники окуневской культуры. М.
Качалова Н.К. 1962. К вопросу о памятниках полтавкинского
типа // АСГЭ. Вып. 5. Л.
Качалова Н.К. 1967. О выделении полтавкинской культуры
// КСИА. Вып. 112. М.
Качалова Н.К. 1968. О связях полтавкинских племен с
катакомбными // АСГЭ. Вып. 10. Л.
Качалова Н.К. 1983. О локальных различиях в полтавкинской
культурно-исторической общности // АСГЭ. Вып. 24. Л.
Кияшко А. В. 1989а. Параллели в орнаментации керамики
и других предметов эпохи средней бронзы Предкавказья
// Проблемы охраны и исследования памятников археологии
в Донбассе: Тезисы. Донецк.
Кияшко А.В. 19896. К вопросу о трансформации погребального
обряда в эпоху ранней и средней бронзы на территории
Предкавказья // Первая кубанская археологическая конференция:
Тезисы. Краснодар.
Кияшко А.В. 1990. Ранний этап катакомбной культуры на
Нижнем Дону: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л.
Кияшко А.В. 1995. Древности Волго-Донского междуречья
в системе восточноевропейского бронзового века // История
России: проблемы экономического и социально-политического
развития. Волгоград.
Кияшко А. В. 1996. К вопросу о культурной преемственности
в эпоху средней бронзы на территории Волго-Донского
междуречья // Древности Волго-Донских степей в системе
восточноевропейского бронзового века: Материалы международной
научной конференции. Волгоград.
Кузнецов П.Ф. 1989. Полтавкинская культурно-историческая
общность. Свердловск; Куйбышев.
Матюшин Т.Н. 1982. Энеолит Южного Урала. М.
Мельник В. И. 1985. Степное Поволжье в эпоху средней
бронзы: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.
Токарев С.А. 1978. История зарубежной этнографии. М.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рис.1. Карта распространения полтавкинских подбоев и
синхронных им комплексов на территории Волго-Донского
междуречья. 1 - подбои; 2 - ямы.
Рис.2. Погребения в подбоях. 1 - Цаца 3/2; 2 - Мариновка
2/3; 3 - Котлубань-1975 1/7; 4 - Барановка-1 22/4; 5
- Новый 138/3; 6 - Усть-Погожье-1 З/б; 7 - Усть-Погожье-1
1/8.
Рис.3. Погребения в подбоях и случаи прямой стратиграфии.
1 - Веселый-1 7/4; 2 - Барановка-1 22/3; 3 - Солодовка-1991
5/15, 5/16; 4 - Остров 10/2, 10/4; 5 - Веселый-1У 2/9.
Рис.4. Керамика из подбойных погребений и из синхронных
им комплексов. 1 - Веселый-1 7/4; 2 - Котлубань-1975
1/7; 3 - Жутово 77/5; 4 - Челюскинец 5/3; 5 - Котлубань-1
8/2; 6 - Усть-Погожье-1 1/8; 7 - Сарепта 1/8.
Рис.5. Керамика из подбойных погребений С. 22. и из
синхронных им комплексов (продолжение). 1 - Калиновский
одиночный курган, погр.21; 2 - Ильевка 10/9; 3 - Усть-Погожье-1
1/8; 4 - Химкомбинат-А 3/5; 5 - Мариновка 2/3; 6 - Барановка-1
22/4.
Рис.6. Керамика из подбойных погребений и из синхронных
им комплексов (продолжение). 1 - Химкомбинат-Б 4/15;
2 - Барановка-1 22/3; 3 - Четыре брата 2/7; 4 - Ильевка
11/9; 5 - Новый 138/3; 6 -Остров 10/4.
Рис.7. Вещи из полтавкинских погребений (1-5) и керамика
из могил развитого катакомбного времени (6-7). 1 - Калиновский
одиночный курган, погр.21; 2-4 - Первомайский-VII 6/6-7;
5 - Ясырев-1 9/39; 6 - Солодовка-1991 5/16; 7 - Остров
10/2.
SUMMARY POLTAVKINSKY BURIALS OF THE LOWER VOLGA AND
DON
A.V. Kijashko
In the course of investigations of the Bronze Age monuments
on the territory of the territory of the Volga-Don steppes
a number of burials was found in special sepulchral
constructions, the so called undercut (i.e. holes with
lateral bays).
As a result of the typological analysis of the ceremony
and the inventary, and the study of the stratigraphy
data, these burials were compared with monuments of
the III chronological horizon of the middle Bronze Age
antiquities of the steppe Рое-Caucasus dated the III-II
century B.C.
Based on the theory of culture origin of the Bronze
Age it was ascertained that burials under consideration
are classical for the second period of Poltavkinsky
culture which is a pert of the Catacombs cultural and
historical community.
In conclusion there is a general review of Poltavkinsky
culture: its origin, division into periods, links with
neighbour cultures.
Рис. 1
C. 23.
Рис. 2
С. 24.
Рис. 3
С. 25.
Рис. 4
С. 26.
Рис. 5
С. 27.
Рис. 6
Рис. 28.