Орнамент эпохи бронзы наряду с типологическим и культуроопределяющим
значением информирует об идеологических представлениях.
Это свойство орнамента, очевидно, следует учитывать при
анализе его структуры (элемент - мотив - композиция или
сюжет). Если изменение элементов и мотивов внутри композиции
идет по принципу адекватных замен и, вероятно эволюционного
развития, то смена сюжета может происходить скачкообразно.
В самой форме
ритуальных предметов выражено стремление воплотить религиозный
сюжет или образ; орнамент здесь, очевидно, лишь усиливает
восприятие, либо конкретизирует его определенными мотивами.
Поэтому, эволюция форм керамики, особенно культового назначения
взаимосвязана с изменениями в композиции и расположении
орнамента.
Керамика из погребений
позднеямного и катакомбного времени Предкавказья украшена
по-разному: от "скудного", "простого"
сюжета на горшках ямной культуры до т. н. пышного орнамента
донецких кубков. За этими эмоциональными оценками, которые
нередко употребляют исследователи, стоит определенное
С. 93. единство стиля
орнаментации, присущее не только керамике, но и другим
категориям предметов. Это булавки из кости и металла,
наборы птичьих костей, разновидности металлических изделий:
бляхи, медальоны, подвески, глиняные модели повозок и
т. д. Если рассмотреть во взаимосвязи орнаментацию, способ
ее нанесения и морфологию этих предметов и керамики, то
можно определить две основные композиции орнамента.
1. Горизонтально-зональный
сюжет. На керамике это горизонтальные оттиски веревки,
отступающей лопаточки и зубчатого штампа в сочетании с
горизонтальными рядами жемчужин и зонами свисающих треугольников.
На костяных булавках (молоточковидные с прямым стержнем)
- горизонтальные линии, зоны между которыми иногда заполнены
насечками в елочку. Птичьи кости украшены поясками, нанесенными
охрой.
2. Вертикально-зональный
сюжет. Имеет две разновидности.
а) Косо-ромбический
стиль. Орнамент керамики выполнен оттисками зубчатого
штампа в отступающей технике. Композиция представлена
вертикальными зонами ромбов, зигзагов, прямоугольников,
косых оттисков штампа, которые могут чередоваться друг
с другом. Редким горизонтальным элементом является волнистый
валик на плечике крупных сосудов, образованный противонаправленными
ногтевыми вдавлениями. В сочетаниях с этой керамикой появляются
простейшие типы бронзовых подвесок: шнуровидные и каплевидные.
Костяные булавки украшают вертикальные зоны ромбов и зигзаг,
бронзовые - рельефные вертикальные "змейки"
и веревочки. Узор, выполненный охрой на птичьих костях,
содержит косые линии (Высочино VII к. 30 п. 5).
б) Спирально-концентрический
стиль. Развивается постепенно (в два этапа) из предшествующей
разновидности. На первом этапе сохраняются косые мотивы,
нанесенные в отступающей технике, но уже в составе узкого
фриза, обрамленного горизонтальными поясами орнамента
(Ростов к. 7 п. 4; Хапры к. 2 п. 6). Между зонами появляются
дуги и вертикальные елочные мотивы (Упраздно-Кагальницкий
III к. 1 п. 8). На керамике много шнуровых элементов:
петли, овы. Встречаются спиралевидные вдавления и крупные
спирали, выполненные однонаправленной (ранний признак!)
тесьмой. В комплексах с этой керамикой обнаружены новые
типы бронзовых подвесок: медальоны с концентрической орнаментацией,
подвески с прямым стержнем и рельефной веревочкой на нем
и т. д.; встречены глиняные модели повозок. Для булавок
это финальная стадия; и в степи обнаружены, в основном,
их металлические разновидности, которые еще продолжают
бытовать в предгорьях (например, находка У-образной булавки:
Красная поляна к. 1, п. 8).
С. 94. На втором этапе
утверждаются концентрические мотивы в орнаментации, выполненные
тесьмой. На кубках правобережья Нижнего Дона и Донетчины
они занимают место косых и ромбических вертикалей во фризе,
окаймленном горизонтальными поясами тесьмы. На курильницах
и так называемых чугунках Предкавказья нанесен орнамент
из сочетания тесьмы, треугольного и спиралевидного штампов.
В этот период и в последствии на бытовой катакомбной посуде
вновь доминируют горизонтально-зональные сюжеты (т. н.
елочная керамика по А. М. Смирнову), что связано с усилением
восточных влияний и ослаблением связей с Кавказом. Кроме
керамики, иные орнаментированные изделия в комплексах
этого этапа не встречены.
Итак, появление
вертикально-зональной орнаментации соответствует периоду
формирования в степи катакомбного обряда и, вероятно,
связано с теми же идеологическими предпосылками. Эволюция
этой композиции от косо-ромбического стиля к спирально-концентрическому
сопровождалась развитием керамики от сосудов с уступчатым
плечиком и уплощенными боками к округлобоким формам, так
как эти виды поверхности наиболее соответствуют нанесению
узоров названных стилей. При этом прослеживается местное
происхождение как основных мотивов орнамента (концентрические
круги), так и специфических форм керамики (кубков). Наконец,
с точки зрения приоритета основного носителя комплекса
идей, мы предлагаем для орнамента косо-ромбического стиля
употреблять термин - "булавочный", а для спирально-концентрического
- "кубковый.
|