Ямных погребений с оружием в рассматриваемом регионе немного.
В 29 комплексах были кремневые стрелы, но лишь в 6 они являлись
инвентарем. В захоронении из Алкалии, 33/3, стрелы помещались
в деревянном колчане, будучи дополненными луком и кремневым
топором. В 17 случаях стрелы найдены в костях погребенного,
т. е. являлись причиной ранения или смерти, в 6 положение
стрелы неизвестно. Костяные стрелы в 4 комплексах были инвентарем
(в погребении из Рошкан, 1/13, стрела дополнена кремневым
топором), в 1 стрела выявлена в костях. Кремневые топоры,
помимо упомянутых комплексов, были еще в 7. Их иногда трактуют
как тесла, но ни разу в комплексах, учтенных нами, кремневый
топор не сочетался с орудиями деревообработки, зато дважды
- со стрелами, и потому мы склонны трактовать эти топоры
как оружие.
В 3 погребениях
были кремневые копья. В 2 выявлены проушные молоты. В отличие
от каменных проушных топоров и булав, трактуемых нами как
инсигнии власти, оба молота происходят из ординарных погребений.
Добавим, что в регионе имеются погребения эпохи ранней бронзы
со следами травм, нанесенных тупыми предметами, каковыми
и могли быть молоты. Отсюда мы считаем возможным рассматривать
молоты как предметы вооружения.
Итак, оружие было
в 22 комплексах (1,0 % учтенных ямных захоронений региона).
Отметим, что 9 погребений с оружием демонстрируют наличие
таких важных социально значимых признаков, как курган или
досылка над могилой, большая яма. Но 7 захоронений отличались
от модели рядового комплекса лишь присутствием предметов
вооружения. Только дважды оружие сочеталось с инсигниями
власти (булава в погребении из Алкалии, 33/3, и проушной
каменный топор в погребении из Пуркар, 1/38). Ни разу оружие
не встречено в комплексах с такой инсигнией власти, как
повозка. По степени выраженности социально значимых признаков
массив погребений с оружием уступает массивам погребений
с проушными топорами и повозками. То есть, люди, погребавшиеся
с предметами вооружения, занимали более низкое положение,
чем властители.
Судя по данным
этнографии, у скотоводов воинство может быть представлено
несколькими типами: "народ-войско", мужские союзы
(в обоих случаях воинами были все боеспособные мужчины),
воинство в виде возрастной группы, военной знати, дружины,
этносоциальной группы, В нашем случае конкретизировать ситуацию
помогают данные антропологии. Среди умерших, в костях которых
находились стрелы, были мужчины от 25 до 60 лет (5 определений).
Как инвентарь оружие выявлено в могилах старцев 50 - 60
лет (4 случая), мужчины 35 - 45 лет, подростка, Итак, допускать
существование в ямном обществе региона возрастной группы
воинов неправомерно, т. к. при данном типе воинства носителями
военной функции были молодые люди. Вряд ли воинство являлось
и особой социальной группой, тем более сословием, ибо в
таком случае нужно бы ожидать С.
7. наличие оружия в могилах детей и существование
могильников с несколькими неординарными воинскими захоронениями,
как это, например, имело место в срубной культуре Среднего
и севера Нижнего Поволжья.
Таким образом,
более вероятным будет допускать, что носителями военной
функции в ямном обществе Северо-Западного Причерноморья
были все мужчины. Но принадлежность к этой функции маркировалась,
видимо, при погребении тех, кто имел определенные военные
заслуги, накопленные в течение жизни (отсюда старческий
возраст некоторых лиц, погребенных с оружием). Материалы
региона не свидетельствуют в пользу существования трифункциональной
социальной структуры со специализированной группой военной
знати. Нет и оснований говорить о военном пути политогенеза,
ибо оружие содержали лишь 2 из 28 учтенных нами в Северо-Западном
Причерноморье захоронений властителей.
|