В последнее
время ряд исследователей обратили внимание на то, что
для финального бронзового века характерна резкая активизация
межкультурных контактов. Это хорошо прослеживается на
поселениях, где выявлены керами-ческие комплексы, содержащие
разнокультурные элементы. С неизбежностью возникает
вопрос: что же мы фиксируем - миграционные процессы,
последствия торговли (импорт), реплики на изделия иной
керамической традиции. В послед-нем случае они могли
восприниматься не непосредственно, а от территориально
близких соседей (эстафетным путем).
Для памятников
Левобережной Лесостепи особое значение имеет вопрос
о соотношении позднесрубной, бондарихинской и белогрудовско-чернолесской
культур. Более определенным представляется вопрос о
сосуществовании бонда-рихинской и позднесрубной культур.
Известны факты совместного залегания ке-рамики позднесрубного
и бондарихинского облика [Смирнов, Сорокин 1984; Бе-резанская,
1990: Гершкович, 1990; Шаповалов, 1976; Татаринов, 1996;
Горбов, Литвиненко, 1998]. Данные о перекрывании бондарихинскими
комплексами позднесрубных не точны. На поселении Ильичевка
выделен бондарихинский го-ризонт [Шаповалов, 1976],
который чаще всего приводится в качестве аргумента в
теории вытеснения срубного населения бондарихинским.
В действительности горизонт выделен по небольшой коллекции
керамики, найденной на окраине по-селения, бондарихинских
жилищ не обнаружено. Непосредственное ознакомле-ние
с керамической коллекцией горизонта позволяет утверждать,
что поздне-срубная керамика в ней преобладает. Более
позднее залегание бондарихинской керамики по отношению
к позднесрубной постулировалось на материалах Ши-ловского
поселения [Екимов, Беседин,1980]. Между тем, керамика
обеих куль-тур залегает совместно на всех уровнях культурного
слоя, на что уже указыва-лось в литературе [Горбов,
Литвиненко, 1998; Ромашко,1998]. Ссылка на прямую стратиграфию
Шоссейного [Буйнов,1994] недостаточно удачна, так как
яма с ма-лобудковской керамикой перерезает жилище ранней
группы срубных построек, в то время как материалы поздних
построек дают основание для синхронизации позднесрубных
материалов с бондарихинскими [Смирнов, Сорокин, 1984].
Выяв-лены синкретические сосуды, сочетающие черты срубной
и бондарихинской ке-рамических традиций [Смирнов, Сорокин,
1984; Горбов, Литвиненко, 1998]. В целом есть все основания
утверждать, что позднесрубная и бондарихинская культуры
сосуществовали в течение определенного времени. Механизм
контак-тов неясен. Возможно, перед нами совместное проживание
разных культурных групп в пределах одного поселка. Более
вероятно, что носители обеих культур занимали разные
экономические и экологические ниши в пределах одного
ре-гиона, что и C. 110.
приводило к достаточно тесному контакту. Такие примеры
известны по данным археологии и этнографии.
Довольно сложен
вопрос о причинах совместного залегания позднесруб-ной,
бондарихинской и "белогрудовско-чернолесской"
керамики. Само использо-вание последнего термина не
всегда удачно, так как отражает только генетичес-кую
связь двух культур. При этом иногда упускается из виду
значительная хро-нологическая протяженность чернолесья.
Иначе трудно объяснить, почему "бело-грудовско-чернолесская
керамика на Востоке Украины должна быть древнее времени
Бабадага" [Гершкович, 1998б]. Впрочем, подобное
утверждение (там же) неверно и относительно белозерско-тудоровской
керамики [ср. Ванчугов, 1990]. Появление "белогрудовско-чернолесской"
керамики на Левобережье не-редко объясняется миграцией
ее носителей [историографическая сводка - Ро-машко,
1998]. Остается непонятным, почему столовая и тарная
посуда имеет "чернолесский" облик, а кухонная,
за редким исключением, местная. Создается впечатление,
что мигранты по неясным причинам не принесли с собой
своей ку-хонной посуды. Своеобразное объяснение феномена
было предложено В.А. Ро-машко [Ромашко, 1998]. На основании
сравнительного анализа орнаментации он пришел к выводу
о том, что большинство мотивов "белогрудовско-чернолесско-го"
орнамента имеет позднесрубные истоки. Как следствие
этого, идея поздне-срубного происхождения "белогрудовско-чернолесской"
столовой керамики. Эта гипотеза была воспринята, скорее,
негативно [Гершкович, 1998а, 19986]. На
наш взгляд, ее слабой стороной является то, что не рассматривались
характерные формы и технологические приемы изготовления
столовой и тарной керамики, ко-торые, несомненно, появились
в результате западного импульса из Подунавья [Мелюкова,
1979] и не имеют истоков в срубной культуре. Но этот
импульс мог быть адаптирован к традициям местной орнаментики.
Подобное явление харак-терно для достаточно обширной
территории, что привело к хорошо известному факту: комплексы
столовой и тарной посуды, оказавшиеся в зоне притяжения
гальштатского импульса близки, но не тождественны [ср.
Мелюкова, 1979]. В этом смысле комплекс столовой и тарной
посуды Левобережной Лесостепи мож-но рассматривать как
принадлежащий местному населению, что не оставляет места
для "белогрудовско-чернолесской" миграции.
При этом открытыми остают-ся проблемы истоков штампованного
орнамента Лесостепи и степени соответст-вия хронологических
схем, использующихся как отечественными, так и зарубеж-ными
авторами.
Предположение
о "белогрудовско-чернолесских" и бондарихинских
эле-ментах на памятниках Северо-Восточного Приазовья
[Гершкович, 1998а, 19986] не подтверждается.
Начнем с того, что территориальная близость балтской
груп-пы памятников к южной границе Лесостепи [Ванчугов,
1990] и то, что она "более непосредственно связана
не со степным белозерским, а с лесостепным кругом памятников"
[Гершкович, 1998а] отнюдь не одно и то же. Появление
балтской группы связано с импульсом культур горизонта
прочерченного гальштата [Ванчу-гов, 1990]. Как следствие,
для Балты не свойственен штамп, являющийся одним из
отличительных признаков Лесостепи. Следовательно, факт
нахождения в го-ризонте V-б развала сосуда [Горбов,
1995], имеющего определенную близость в орнаментации
с балтским, вовсе не свидетельствует о "белогрудовско-чернолес-ском"
влиянии, как было предположено [Гершкович, 1998а,
19986]. Следует отметить, что при поиске аналогий
указанному сосуду (являющемуся местной репликой) учитывался
не только орнамент, носящий фоновый характер для це-лого
ряда культур (в том числе и Балты). Важно было найти
сочетание аналогич-ного орнаментального фриза с рядом
вдавлений над ним и одинарными налепа-ми. Такое сочетание
указанных трех элементов декора встречено на керамике
Бабадага-1, что и стало одним из С.
111. оснований поздней датировки горизон-та
V-б [Горбов, 1995]. Впрочем, хронологическое соотношение
горизонтов V-а и V-б - тема дополнительной работы. Непонятно,
почему вдавления на сосуде из Безыменного-II [Горбов,
1995] восприняты как "бондарихинский стиль"
в Приа-зовье [Гершкович, 1998а]. Вдавления достаточно
часто встречаются на срубной керамике. Бондарихинская
керамика легко определяется по "негативам"
на внутренней поверхности, достаточно характерным орнаментальным
композициям и особенностям технологии. Насколько нам
известно, ни одного подобного фраг-мента в Северо-Восточном
Приазовье не найдено. Лесостепное влияние в дан-ном
регионе не прослеживается (исключение могут составить
единичные фраг-менты с проколами по краю венчика, требующие
интерпретации).
На поселениях
Северо-Восточного Приазовья найдены немногочисленные
образцы столовой и тарной посуды западного облика (импорт,
редко - реплики). Для IV горизонта это керамика сабатиновского
облика, для V-а и V-б - гальштат-ского, опосредованная
традициями населения Северо-Западного Причерно-морья.
Зафиксировано определенное влияние западной металлообработки:
об-ломки тальковых негативов и два однолезвийных ножа
из горизонта V-а, имею-щие западные параллели [Горбов,
1995]. При этом в отличие от Лесостепи запад-ный комплекс
столовой и тарной посуды в Северо-Восточном Приазовье
воспри-нят не был.
Уже отмечалось
наличие на поселениях Подонцовья и Северо-Восточного
Приазовья керамики более восточных культур [Горбов,
1993, 1995, 1996; Герш-кович, 1996, 1998а, 19986].
Это редко импорт, чаще - реплики или отражение общего
фона восточного круга валиковых культур. Идентификация
зачастую зат-руднена. В Подонцовье это чаще керамика
с особенностями, присущими лесо-степным восточным культурам:
воротнички характерного сечения, "жемчужины",
своеобразная орнаментация и т.д. [Горбов, 1996]. Выделение
в керамическом комплексе Подонцовья саргаринско-алексеевской
а, тем более, хвалынской вы-зывает сомнения. Контакт
с этими культурами в большей степени характерен для
Северо-Восточного Приазовья и Нижнего Дона.
Возвращаясь
к вопросу о верхней границе срубной культуры Северо-Восточного
Приазовья и Нижнего Дона, следует отметить, что миграционные
про-цессы и культурные инновации финала бронзового века
практически не затрону-ли эти регионы, оставаясь на
уровне лишь межкультурных контактов в рамках "степного
коридора". Культурного перерыва здесь не прослежено.
В Лесостепи ситуация носила более мозаичный характер,
о чем уже говорилось в литературе [Ромашко, 1996], хотя
и с чрезмерным, на наш взгляд, дроблением на уровне
культур в пределах контактной зоны. Не очень удачной,
по нашему мнению, вы-глядит идея выделения Северо-Восточного
Приазовья, Подонцовья и Нижнего Поднепровья в "единую
зону" в пределах всего бронзового века [Гершкович,
1998а]. Этому противоречат не только отличия двух первых
регионов в финаль-ной бронзе, но и то, что Нижнее Поднепровье
было традиционно вовлечено в ор-биту западных культур.
Неубедительным аргументом является и обращение к факту
активного контакта различных культур в выделяемой зоне
[Там же]. Этот процесс охватил в финальной бронзе значительные
территории степной и лесо-степной зон Евразии. Поэтому
вряд ли стоит вести поиски контактной зоны между западным
и восточным кругами валиковых культур, в особенности,
если речь идет о финальном бронзовом веке. В этот период,
как на западе, так и на восто-ке мы наблюдаем сложную
картину активно контактирующих между собой куль-турных
образований.
Идея выделения
Северо-Восточного Приазовья, Подонцовья и Нижнего Поднепровья
в "единую зону" в пределах всего бронзового
века [Гершкович, 1998а]. Этому противоречат не
только отличия двух первых регионов в финаль-ной бронзе,
но и то, C. 112.
что Нижнее Поднепровье было традиционно вовле-чено в
орбиту западных культур. Неубедительным аргументом является
и обра-щение к факту активного контакта различных культур
в выделяемой зоне [Там же]. Этот процесс охватил в финальной
бронзе значительные территории степной и лесостепной
зон Евразии. Поэтому вряд ли стоит вести поиски контактной
зоны между западным и восточным кругами валиковых культур,
в особенности, если речь идет о финальном бронзовом
веке. В этот период, как на западе, так и на востоке
мы наблюдаем сложную картину активно контактирующих
между собой культурных образований.
Аридизация
климата, несомненно, повлияла на активизацию культурных
процессов Евразии в финальном бронзовом веке [Гершкович,1996,1998а].
Впро-чем, весь комплекс причин был, вероятно, сложнее.
Следует подчеркнуть, что при исследовании культурной
ситуации этого периода не следует переоценивать роль
прямых миграций, что может исказить реконструкцию исторического
прош-лого.