1. К настоящему
времени накоплен большой материал о погребальном обряде
различных культур эпохи палеолита-бронзы. Одним из атрибутов
обряда являлось использование красящих веществ минерального
и органического происхождения. Обычно это охра различных
оттенков красного спектра; черная краска представлена
углем растительного или животного происхождения; в качестве
белой краски использовался мел, белые породы глин. В
археологической науке значение этой цветовой триады
пока не определено. Всестороннее изучение данной стороны
погребального обряда: значение красок, их символика
и социальная обусловленность - позволяет объяснить некоторые
стороны космологических, мифологических, религиозных
представлений носителей древних археологических культур.
2. Наиболее
раннее использование красок человеком относится к эпохе
среднего палеолита. Краски, обычно красная и ее оттенки,
применялись в различных целях, в т. ч. и в погребальном
обряде. Значение погребального обряда, как "наивно-реалистическое"
представление о продолжении жизни после смерти в ее
реальных формах предопределяло использование охры, как
"наивно-реалистический" акт, символизирующий
кровь. Белый, черный, красный цвета во всех археологических
и этнографических культурах имеют множество обозначений
и значений. Они ассоциируются с определенными жидкостями,
истечениями, выделениями С.
13. человеческого тела и берут свою символику
из процессов родов, вскармливания, выделения, что всегда
связано с наличием крови, молока, нечистот. Поэтом употребление
и значение красок в ритуалах и обрядах палеолитического
человека тесно связано с его физиологией и являлось
"наивно-реалистическим" воплощением принципа
соответствия. Человеческий организм и важный для его
существования опыт послужили источником цветовой классификации.
Восприятие, последующее осознание и объяснение цветовой
триады было следствием изначального психофизиологического
опыта человека и носило общечеловеческий характер.
3. В эпоху
энеолита-бронзы происходят значительные социально-экономические
изменения в человеческом обществе, соответственно развиваются
космологические и мифологические представления, идет
постепенный процесс превращения "наивно-реалистического"
миропонимания в зародыш религии. Прежнее мировосприятие
постепенно прикрывается мифологической оболочкой. Начинается
"мифологическая" стадия развития первобытного
сознания; возникает представление о двойственности мира,
о душе; формируется концепция другого мира, влияющего
на человеческое бытие и постепенно его подчиняющего.
Формируется мифологическое объяснение различных сторон
бытия и в т. ч. психофизиологического общечеловеческого
опыта и его отражения - цветовой триады. Использование
красок в погребальном обряде (в частности, охры), хотя
и несет прежнюю семантическую нагрузку, но она уже деформирована
новым "мифологическим" уровнем человеческого
сознания. В результате, цветовая триада обожествляется,
связывается с положительными и отрицательными сторонами
человеческой жизни, сторонами света, с трехчленным делением
мира. Мифологическое мировоззрение на своем завершающем
этапе формирования становится сознательным и получает
отражение в литературных памятниках.
4. Исследование
археологических культур эпохи бронзы юга Украины позволило
сделать вывод о принадлежности их носителей к индоевропейскому
населению. Соответственно обосновывалась правомочность
привлечения древнеиндийских письменных источников для
изучения космологии, мифологии носителей ямной, катакомбной
и других археологических культур. Изучение идеологических
представлений по древнеиндийскому эпосу помогает приблизиться
к пониманию их духовной культуры и внутреннего мира
и в некоторой мере, хотя и гипотетично, объяснить существующий
археологический материал, в частности: использование
и значение охры в погребальном обряде.
5. Определенная
роль в древнеиндийской мифологии отводится цветовой
символике. В главе "Махабхараты" "Теология
Вишну" показано значение цвета для жизни и судьбы
человека. Согласно С. 14.
представлениям древних индийцев (индоевропейцев) душа
бессмертна, она постоянно переселяется из одного тела
в другое, но жизнь в любом теле связывалась со страданием
и каждое новое воплощение считалось злом. Благом считалось
прекращение возрождений, т. е. достижение освобождения
и совершенства. Полагалось, что путь для людей определяется
цветом и каждая стадия перевоплощения носит определенный
цвет. Пребывание души в человеческом состоянии соотносилось
с красным или светло-желтым цветом, в зависимости от
содеянного и стремления к освобождению. Поэтому находящийся
в красном цвете подлежит возвращению в мир людей до
тех пор, пока не приблизится к освобождению. Состояние
освобождения связывалось с белым цветом.
6. Таким образом,
данный миф некоторым образом объясняет употребление
охры в погребальном обряде носителей археологических
культур юга Украины эпохи энеолита-бронзы. Так как человек
совершает в жизни различные поступки, то его душа не
может быть только праведной или грешной, а соответственно,
чтобы достигнуть совершенства и освобождения, она должна
многократно побывать в человеческом состоянии и в каждом
своем бытии становится лучше, приблизиться к полному
освобождению и больше не возвращаться в этот мир. Покрытие
покойников охрой (в частности, в ямной археологической
культуре), а соответственно придание им красного цвета,
могло преследовать цель повторного возвращения их душ
в человеческое состояние, в мир людей.