Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Фещенко Е.Л. К вопросу об использовании охры в катакомбных погребениях // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов Всесоюзного семинара. - Запорожье, 1990. - С. 97 - 99.
           Общеизвестно, что с момента выделения В.А. Городцовым культур бронзового века, охра традиционно рассматривается в символической связи с очищающей силой огня, неким эсхатолическим мировым пожаром, который языками своего пламени возносит жертвенные дары и души умерших, и тем самым, обеспечивает возможность посмертного воскрешения.
           Однако, вопрос о присутствии охры в погребениях столь важный для более глубокого осмысления идеологических представлений, относится к кругу недостаточно освещенных в специальных исследованиях. Предположение об обособленности охры в системе погребальной обрядности катакомбного населения С. 98. (Балабина, 1983) представляется нам не соответствующим объективной действительности.
           Изучение катакомбных погребений Орельско-Самарского междуречья позволило отметить, с одной стороны, отсутствие связи между присутствием охры и поло-возрастной характеристикой погребенных, а с другой, ее зависимость от типа захоронений. Так, в погребениях-кенотафах, в которых, вероятно, из-за отсутствия тела погребенного отпадает функция "перевода" души умершего в "страну мертвых", охра встречается крайне редко (24,6 %). Отмечено также значительное понижение количества охры и в ритуальных захоронениях, содержащих лишь часть скелета (обычно это часть руки или череп).
           Анализ присутствия охры в катакомбных погребениях, проведенный на основе разработанной И.Ф. Ковалевой периодизации (Ковалева, 1983), позволил выявить динамику развития охрового ритуала во времени.
           В ранних захоронениях, отражающих процесс сложения катакомбной культуры данного региона, отмечается сохранение ряда черт ямной погребальной традиции, в том числе и ограниченное применение охры (49,3 %). Еще слабее охровый ритуал проявляется в обряде погребений донецкого типа. Однако, учитывая высокую частоту встречаемости в них продуктов горения, возможно предложить существования у них функционально близкого ритуала.
           Резкое увеличение количества захоронений с охрой (62,7 %) на завершающем этапе развития погребений I обрядово-хронологической группы связано, вероятно, с распространением на данной территории погребений ингульского типа, в обряде которых охровый ритуал получил широкое распространение (74,3 %).
           Наивысшего расцвета рассматриваемый ритуал достигает в поздних памятниках ингульского типа и характеризуется как общим увеличением количества погребений с охрой (76,7 %), так и разнообразием форм его проявления: раскраска черепов и ритуальных сосудов из кальцитовой массы, включение охры в тесто лицевых накладок, формовка изголовий и т. д.
           Верхний стратиграфический горизонт, безраздельно принадлежащий погребениям III обрядовой группы (Ковалева, 1988), характеризуется постепенным угасанием охрового ритуала. Следует отметить, что в погребениях КМК охра практически отсутствует (около 7 %), что свидетельствует о тесной взаимосвязи использования охры в катакомбной обрядности в целом.
           Анализ местонахождения охры позволил отметить эволюцию внутреннего содержания охрового ритуала. Так, для ранней группы погребений характерно окрашивание отдельных частей скелета (череп, ступни); для памятников ингульского типа, в отличие С. 99. от ранних - обычна посыпка всего скелета, дна, или чаще всего, участка дна перед входом в камеру (в форме пятна или ступней). Для проверки гипотезы о возможных локальных отличиях в использовании охры было подсчитано процентное распределение по могильникам. Результатом было выделение 3 районов: 1) могильники Нижнего Присамарья, в которых погребения с охрой составляют 38 %; 2) могильники Среднего Приорелья, в которых охра встречается в 66 % погребений; 3) могильники Среднего Присамарья и Нижнего Приорелья (56 - 60 %). Таким образом, присутствие охры было обусловлено комплексом причин, что свидетельствует о сложности и многообразии идеологических представлений носителей катакомбной культуры.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru