В 1989 г.
археологической экспедицией Артемовского краеведческого
музея исследовано катакомбное детское погребение у с.
Покровское Артемовского района Донецкой обл. Погребение
(№8) было впущено в курган 3, сооруженный над основным
катакомбным погребением (№6). Открыто оно в 9 м южнее
от ЦР на глубине 2,3 м в виде подпрямоугольного могильного
пятна 1,6 х 1 м. В яме камере обнаружены два детских
костяка: младенца и подростка, лежащих в скорченном
положении на правом боку, головой на север. Сохранность
плохая. У ног подростка обнаружено большое пятно охры.
Интересен инвентарь
погребения. Это большой орнаментированный горшок и маленький
вотивный сосудик поставленный вверх дном. На расстоянии
0,5 м от него, в южном углу ямы-камеры находилась разбитая
на три части глиняная модель (дл. 12 см, щир. 4 см,
выс. стенок 3 см, а куполообразной части до 7 см). Снаружи
она покрыта орнаментом в виде волнистых прочерченных
линий, имитирующих плетение лозою, чередующихся с торцевыми
оттисками палочки. Снаружи и внутри бортики имеют сквозные
проколы в один ряд, внутри поверхность заглажена.
В настоящее
время известно уже несколько погребений с глиняными
моделями различных культур эпохи бронзы. Они подразделяются
на модельки открытого типа “люльки” – “колыбельки” и
крытого типа – “кибитки” – “повозочки”, а также на модельки
с колесиками и без. Наша модель, не носит следов намеренного
отделения и уничтожения колесиков, имеет небольшую заднюю
куполообразную часть, что позволяет отнести её к моделям
открытого типа “люльки” – “колыбели”. Типологически
наиболее близко к глиняной модели из с. Покровское стоит
модель, описанная И.В. Спицыным и У.Э. Эрдниевым.
Существует
несколько точек зрения на функциональное назначение
глиняных моделей. Считается, что глиняные модели – не
что иное, как копия деревянных повозок, существовавших
в то время и применявшихся в погребальном ритуале как
средство для перевозки умершего в потусторонний мир
и дающих основание для выделения этих погребений как
социально значимых – элиты общества. В.И. Марковин вообще
рассматривает их как модели хижин.
Однако обращают
на себя внимание две немаловажные детали. При описании
глиняных моделей исследователи отмечают наличие у них
вдоль верхнего края боковых стен симметрично расположенных
круглых сквозных отверстий. Известные нам модели колыбелек
находились или в чисто детских погребениях или в погребениях
ребенка и взрослого (женщина).
Все эти детали,
а именно: модель открытого типа “колыбель”, отсутствие
колес, симметрично расположенные сквозные отверстия
вдоль верхнего края боковых стен, позволяющие продевать
нити и имитировать стропы именно в детских погребениях,
дают нам основание утверждать, что это глиняная модель
колыбели – игрушки в современном понимании этого слова,
прототипом которой в реальности могла быть детская колыбель,
плетенная из лозы.
Этнографические
данные об использовании подобных берестяных колыбелей
– “бишек” известны у башкир для перевозки детей во время
езды на лошади. Плетенные колыбели могли изготовляться
по подобию кибиток – повозок, которые были незаменимы
для кочевников, считавших их своим домом, жилищем и
в которых эти колыбели могли подвешиваться на стропилах.
Комплекс погребения
№8 у села Покровского может быть отнесен к позднему
периоду донецкой катакомбной культуры и датироваться
XIX – XVIII вв. до н. э.
|