Еще недавно
материалы катакомбной культуры в Степном Поволжье были
единичными, и их культурная атрибутация была дискуссионной.
Катакомбные памятники, как считалось, распространялись
лишь до С. 111. Правобережья
Волги, а Заволжье всецело принадлежало постямному - полтавкинскому
населению. За последние 10-15 лет исследован целый ряд
катакомбных памятников, как в Правобережье Волги, так
и в Заволжье. С появлением памятников появилась и проблема
хронологического соотношения материалов катакомбной и
срубной культур.
На правом берегу
Волги в 1987-89 гг. были раскопаны бескурганные могильники
Белогорское 1,2, где из 42 найденных погребений 40 относились
к катакомбной культуре и 2 к срубной (Дремов, 1996). Оба
могильника, вероятно, одновременны, т.к. содержат взаимовстречающиеся
материалы. Это позволяет дать суммарную характеристику
материалов.
Из 40 погребений
катакомбной культуры 21 находилось в простых ямах и ямах
со ступеньками, 9 в подбоях и 10 в гумусе. Показательны
ориентировки скелетов: головой на С - 13, на СВ - 12,
на В - 4, на СЗ - 2, на Ю - 2, на ЮЗ - 0, на 3 - 0. Подавляющее
большинство погребенных лежало на левом боку - 24, на
левом боку с завалом на спину - 5, на правом боку -3,
на правом с завалом на спину - 2. Руки были протянуты
к коленям или тазу в 23 случаях, в позе адорации - 5.
Найденный здесь
инвентарь позволяет отнести могильник к позднекатакомбному
времени. Среди керамического комплекса имеется один сосуд
бахмутского типа (Б - 1, п. 2), два сосуда - кувшин с
ручкой (Б -1, п. 8) и сосуд с ушками для подвешивания
имеют прямые аналогии в позднекатакомбных памятниках Северного
Кавказа. Иногда сосуды с ушками встречаются и в комплексах
Покровского времени. Один острореберный горшок (Б - 2,
п. 13), орнаментированный защипами, по форме ничем не
отличается от срубных острореберных горшков; имеется также
3 простых банки без орнамента, типичных для срубной культуры.
Кроме того, здесь найден один сосуд, ничем не отличающийся
по форме от покровских (Б - 1, п. 9), и 3 оригинальных
горшка, напоминающие по форме и орнаментации керамику
Вольского типа, считающуюся предсрубной. Помимо керамической
посуды, здесь найдены остатки деревянной чаши с бронзовой
обоймой по краю венчика. Обойма сделана из уплощеной проволоки
и занимает половину диаметра венчика. По-видимому, подобные
чаши являются ближайшими предшественниками деревянных
чаш с бронзовым окладом покровского времени. В некоторой
степени настораживает отсутствие многоваликовой орнаментации,
но в Саратовском Заволжье имеется аналогичная керамика,
украшенная налепными валиками, из катакомбных захоронений
(Баринов, 1996).
Таким образом,
весь комплекс признаков, как в погребальном обряде (преобладание
С и СВ ориентировок, левобочность, наличие позы адорации),
так и в инвентаре, позволяют относить эти погребения к
позднему времени и датировать, как погребения бахмутского
типа XVIII - сер. XVII вв. до н.э. (Санжаров,1993, с.29).
С.
112. На могильнике имеется 9 случаев прямой
стратиграфии. В 8 случаях погребения средней бронзы перекрывали
погребения средней бронзы. В одном случае погребение срубной
культуры легло точно на входную камеру катакомбной могилы.
Срубное погребение сопровождалось выразительным инвентарем:
баночным сосудом, бронзовым ножом без перекрестия и с
раскованным краем лезвия, близким по форме позднекатакомбным
ножам, пастовыми бусами, бронзовой подвеской в 1,5 оборота
и головным украшением из бронзовых блях и пронизок. Это
украшение имеет прямые аналогии в лесостепной зоне Приуралья
в Ново-Ябалаклинском могильнике 1, к.2, п. 3 (Горбунов,
1977) и во II Виловатовском мог., к. 14 п. 1, к. 17, п.
3. (Кузьмина, 1995), в раннесрубных и абашевских погребениях.
Есть сходство и с металлическими бляхами Кавказа, украшенными
пуансонным орнаментом, как в комплексах из Эшери, датируемых
по Ближневосточным аналогиям XIX - XVIII вв. до н.э. (Рысин,
1990, с.24).
Скелет срубного
погребения просел на 10-15 см во входную камеру катакомбной
могилы, в которой лежал костяк в позе "скачущего
всадника", сопровождаемый инвентарем - двумя сосудами
и жаровней. Эта керамика имеет аналогии в среднедонской
катакомбной культуре, как раннего, так и позднего этапов,
но наличие защипов по краю венчика позволяет отнести это
погребение к позднему этапу.
На первый взгляд,
сочетание срубного и катакомбного погребений кажется случайным,
но есть основания полагать, что в грунтовых могильниках
захоронения более компактны в хронологическом отношении,
и вероятность случайного попадания более поздних погребений
непосредственно на предшествующие с течением времени сокращается.
В связи с этим обратим внимание и на аналогичные случаи
в курганах. В кургане у с. Сторожовка близ Саратова было
найдено катакомбное погребение с копьем и таким же катакомбным
сосудом, как в белогорском захоронении. В заполнении этой
могилы находились срубное погребение с покровской керамикой
(Ляхов, 1996). В кургане 3, Бережновка II срубное погребение
с баночным сосудом находилось в заполнении могилы, на
дне которой лежал скелет ребенка с сосудом, орнаментированным
"елочкой". (Синицын, 1959, с. 120) и идентичным
по форме сосуду из срубного погребения Белогорского 2
могильника, погр. 1. Вероятность случайной накладки здесь
мизерна, т.к. эти погребения находились в поле кургана
далеко от остальных могил. Примеры можно продолжить. Бросается
в глаза, что во всех этих случаях керамика коррелируется
между собой и имеет елочную орнаментацию, выполненную
штампом. Копье из с. Сторожовки, вероятно, является прототипом
покровских копии, так как в предшествующее время бронзовые
копья не встречаются.
С.
113.
Белогорское II. Материалы погребений 2,3.
С. 114. Срубные погребения,
впущенные в могилы средней бронзы, относятся к ее раннему
этапу. Учитывая, что катакомбные погребения Белогорских
могильников по всем признакам относятся к концу среднебронзового
века и могут датироваться XVIII - началом XVII в., а срубные
погребения относятся к раннему (покровскому) этапу срубной
культуры, датируемому XVII - XVI вв. до н.э. с возможным
выходом в XVIII в. до н.э., напрашивается вывод, что эти
совпадения не случайны. По всей вероятности, в данном случае,
срубные погребения совершались в определенное, предназначенное
для них место, и следовательно, память о существующих на
этом месте захоронениях еще была жива. Это возможно только
в том случае, если смена катакомбной культуры на срубную
в Степном Поволжье произошла в течение одного, максимум
двух поколений, то есть на рубеже XVIII - XVII вв. до н.э.
произошла резкая смена культурных традиций при вероятной
генетической преемственности срубной и катакомбной культур.