1. Важнейшей предпосылкой появления древнейших государств
можно считать высокий уровень прибавочного продукта, созданного
в сельском хозяйстве, и его концентрацию в руках знати
с возможностью последующего обмена на другие продукты
и престижные ценности. При этом первостепенное значение
имело более раннее возникновение социального, а не имущественного
первенства /Павленко Ю.В./ Государство не могло существовать
и без эксплуатации человека. Древнейшей формой эксплуатации
была, очевидно, эксплуатация пленных и сбор дани с иноплеменников.
Ярмо эксплуатации могло создать общество с уже мощной
структурой власти, а сохранение этого ярма усиливало власть,
прежде всего власть вождя. Производящее хозяйство стало
доминировать в последней части общенеолитической эпохи
- в медном веке только у тех народов, которые перешли
от неолита к бронзовому веку, минуя стадию медного века,
- в бронзовом веке. В бронзовом веке возникло развитое
общинное ремесло (прежде всего гончарное и металлургическое),
а также система эксплуатации и постоянные войны (распространилось
оружие, появились окруженные оборонительными сооружениями
"племенные центры").
2. Рубеж эпох
неолита - бронзы, как и рубеж иных эпох, произошел в условиях
глобального катаклизма: экологического, социального, экономического.
Эпохой неолита завершился главный климатический оптимум
голоцена. С ухудшением климатической ситуации значительно
возросла роль научных знаний, прежде всего в ведении хозяйства.
Смена климата во многих местах была очень резкой, зафиксировано
даже изменение геологической стратиграфии, соответствующее
данным о потопах. Распад системы каждой старой эпохи происходил
в условиях сильнейших миграций. Миграции и войны рубежа
эпох неолита - бронзы ускорили появление значительного
числа пленных, углубили социальное неравенство, способствовали
возрастанию роли военных руководителей. Индоевропейцы
и семиты "помнили" свою историю с протонеолита
и знали о трех эпохальных катаклизмах (на рубежах мезолита
С. 117. и протонеолита,
протонеолита и неолита катаклизмы уже состоялись, а последний
- происходил на их глазах). Знать, рассказывая народу
о таких катаклизмах, получила огромный авторитет и дополнительную
власть над ним.
3. Рубежом между
догосударственным и государственным уровнем общества можно
считать и момент, когда личность вождя, жреца, жреца-вождя
получает в духовной культуре сверхчеловеческое значение
и начинает обожествляться, т. е. момент, начала представлений
о том, что души знати, в отличие от душ смертных, после
смерти тела не перевоплощаются снова, а уходят в высшие
миры (на высшее небо), где становятся божествами или такими
же могучими как божества (чтобы затем, после очередного
глобального катаклизма обеспечить возрождение мира). Появление
царя-бога (сына бога) лучше всего отразило распространение
курганного обряда с эпохи бронзы, символика которого (погребального
сооружения и инвентаря, мировоззренческой сущности обряда)
была направлена (как символ погребений в пирамидах) на
получение умершим вечного блаженства на высшем небе.
4. Государство
разрушало племенные территории. Чересполосное существование
синхронных памятников эпохи бронзы, погребение представителей
разных культур и этносов в одних и тех же курганах служит
еще одним основанием полагать, что древнейшие государства
в степи и лесостепи могли возникнуть (объединяя ресурсы
обеих этих природных зон) с начала эпохи бронзы, т. е.
с начала III тыс. до н. э. И тогда же (с Древнего царства
в Египте или Раннединастического периода в Месопотамии)
возникли первые государства Ближнего Востока.
|