1. Древнейшими катакомбами можно
считать халафские катакомбы медного века, впущенные в
насыпь образованную более ранним хассунским поселением
Ярымтепе – 1 (которая выполняла роль насыпи кургана).
Вариантом катакомбы выступали подземные части многих египетских
мастаб и пирамид, в том числе и древнейшей пирамиды –
Джосеровой. Мастабы стали каменной стилизацией земляной
надмогильной насыпи, а пирамиды – многократным повторением
мастабы. Следовательно, мастабы, пирамиды и курганы родственны
между собой.
2. Курганы являются характерной
чертой бронзового века, но существуют уже в медном веке.
Мастабы с подземными погребальными камерами, напоминающие
катакомбы, известны с Раннего царства. Эпоху Раннего царства
правомерно считать медным веком, а начало Древнего царства
- началом бронзового века, что синхронно медному и началу
бронзового века Украины (по Чмыхов, Черняков, 1988). Таким
образом, курганы и катакомбы были, в целом, явлением синхронным,
возникшим еще в медном веке.
3. Пирамида считалась
символом илистого плодородного первородного, ежегодно
возрождающегося холма с возникающим на нем богом-творцом.
Иероглиф, который одновременно означал C.
102. первобытный “холм творения” и “являться
в славе”, изображался возвышающейся над горизонтом дугой
холма, обрамленной двумя устремляющимися вверх лучами,
что соответствовало внешнему виду дуги кургана. Со времени
появления пирамид (с Древнего царства) погребение фараона,
считавшегося рожденным из тела бога солнца, предусматривало
его обратное слияние с солнцем, т. е. превращение в бога.
Символом восходящего солнца, согласно выводам Л. Крживски,
была пирамида. Возродиться для службы царю полубогами
должны были и вельможи, погребаемые в мастабах, которых,
в таком случае, также следует считать символами солнца.
Таким же первородным холмом, сооруженным, как правило,
из плодородного чернозема и несущим на себе статую – стелу
бога – творца, и одновременно символом части диска восходящего
солнца представляется курган, форма которого часто становилась
ступенчатой (как и пирамида) при сооружении различных
досыпок, имела иногда в плане вид сложного символа солнца.
Это соответствовало утверждению у многих народов именно
при переходе к бронзовому веку представления о предназначении
погребального обряда как условия ухода душ умерших на
небо.
4. В Древнем царстве полагали,
что после смерти, благодаря священному знанию, бессмертными
небожителями навсегда становились фараон и вельможи, а
народ, вероятно, перевоплощался для новой земной жизни.
В это время (синхронное РБ Украины) фараона хоронили в
пирамиде, вельмож – в мастабе, простой народ – в простых
гробницах на кладбищах. В Среднем царстве (время СБ Украины)
фараонов хоронили в пирамидах, вельмож – в мастабах, народ
– на кладбищах, но достичь вечного блаженства по решению
посмертного суда богов мог и простой человек, если он
при земной жизни соблюдал законы, творил добро, а к смерти
имел царские пирамидальные заклинания. В Новом царстве
(время ПБ и начала железного века Украины) всех свободных,
в том числе и фараонов, хоронили в гробницах (а некоторые
гробницы даже простого люда имитировали пирамиды), все
они должны были оправдываться в грехах заупокойного культа
простых смертных (а не фараонов).
5. Индоевропейцы
входили в число народов, сооружавших, вероятно, уже древнейшие
курганы. Согласно представлениям индоевропейцев, лучше
всего зафиксированным у греков и индийцев, эволюция смысла
погребального обряда, подобная египетской, начиная с бронзового
века, была присуща и им. Первоначальное бесспорное право
на вечное блаженство, обусловленное самим социальным происхождением
и владением особыми знаниями, имела знать (остальные члены
общества возвращались после смерти к новым земным воплощениям).
Впоследствии это право C. 103.
можно было заслужить и соответствующим поведением, а еще
позже, - принеся божествам специальные, часто обильные
жертвы. Первой стадии соответствовали, очевидно, немногочисленные
курганы РБ, сооружавшиеся, вероятно, только для знати,
второй – курганы СБ, погребения знати, в которых выделялись
особыми космическими символами, способствовавшими перенесению
их душ в область вечного блаженства (в отличие от душ
простого народа, которые, поднявшись в небо, снова возвращались
на землю), третьей – унификация погребального обряда ПБ
и появление в условиях нового витка социального расслоения
бедных бескурганных и особо богатых курганных захоронений
конца бронзового – начала железного века (Чмыхов, 1989).
6. Синхронизация появления кургана,
катакомб, сооружений, аналогичных курганам и катакомбам,
синхронизация смысла погребального обряда индоевропейцев
(хоронивших своих умерших в курганах) и других народов,
прежде всего египтян, позволяет предполагать, что древнейшие
катакомбы закономерно появились на территории Украины
вместе с первыми курганами. Вариантом катакомб правомерно
рассматривать и гробницы с впускными шахтами, роль свода
в которых выполняло каменное или деревянное перекрытие
(при отсутствии слоя непотревоженного грунта). Это подтверждается
особыми катакомбами (с катакомбным инвентарем), имеющими
вид выкопанной сверху ямы с заплечиками, перекрытой камнями
или дерном, с примыкающей к ней входной ямой. Такие катакомбы
синхронны ранним позднеямным погребениям, а их пережитки
сохраняются в самых поздних катакомбах.
|