К настоящему времени, несмотря на обширные
новостроечные раскопки могильников, энеолитические памятники
Северского Донца еще недостаточно изучены. В частности это
относится и к особой группе энеолитических "вытянутых" погребений.
В 1986 г. у г. Шахтерска С.Н. Санжаровым был исследован
курган №2, в котором центральным и основным являлось энеолитическое
погребение №9 с необычной конструкцией могильной ямы. Над погребением
была возведена насыпь высотой 2 м и диаметром около 20 м, сложенная
из кусков дерна светло-коричневого цвета.
К прямоугольной в плане яме размером 2,22 х 1,67 м
и глубиной 1,6 м от ДГ, ориентированной по линии ЮЮЗ - ССВ, с севера
примыкал уступ длиной 0.65 м, шириной 1.86 м и глубиной 1.4 м от ДГ.
На его стене и в заполнении обнаружены фрагменты обгоревших плах
перекрытия. На дне ямы находились 2 костяка взрослых в вытянутом
положении на спине, ориентированные на ССВ. Руки вытянуты вдоль
туловища, но левая кисть у одного погребенного лежит на тазобедренном
суставе. На костяках прослежен белый волокнистый тлен и окраска
охрой, под ними на дне ямы - коричневый тлен.
У изголовья и перед костью правого плеча одного из погребенных
найдены фрагменты изделия из кости неясного назначения. Под
кистью правой руки и под левой стопой другого обнаружены два
кремневых наконечника стрел (длиной 2 и 2,5 см) подтреугольной
формы с выемками в основании, а также створка речной раковины
перед коленом левой ноги. Использование плах перекрытия, охры,
подстилок, присутствие раковин и изделий из кости в "вытянутых"
погребениях неоднократно отмечалось исследователями. Кремневые
наконечники стрел, подобные шахтерским, найдены на Северском
Донце в Родионовке и Ковалевке (Городцов, 1907) и на Самаре в
Вербках (Ковалева, 1984).
Впервые на Северском Донце В.А. Городцов исследовал ряд
погребений, произведенных по вытянутому обряду (Городцов, 1907).
Систематические раскопки курганов в 60 - 80-х гг. на территории
от Волги до Дуная способствовали накоплению новых материалов,
которые поставили вопрос о культурной принадлежности "вытянутых"
погребений.
Основываясь на изучении гомогенной группы памятников в
Орельско-Самарском междуречье, И.Ф. Ковалева выделила "вытянутые"
погребения в "постмариупольскую" культуру и датировала ее концом
IY - первой пол. III тыс. до н. э. (Ковалева, 1984). А.Т. Синюк отнес
вытянутые подкурганные погребения Иванобугорского могильника на
среднем Дону к репинской культуре позднего этапа (вторая пол. III тыс.
до н. э.) и указал на культурную неоднозначность "вытянутых"
погребений под курганами Поволжья, Подонья и Поднепровья
(Синюк, 1984). В процессе изучения данной проблемы Д.Я. Телегин
пришел к выводу о том, что погребения степного Поднепровья относятся
к различным культурам - среднестоговской, ямной, нижнемихайловской
и существуют с сер. IY до к. III тыс. до н. э. (Телегин, 1987). В своих
работах Ю.Я. Рассамакин предложил называть "постмариупольскую"
культуру "квитянской", т. к. предыдущий термин не корректен
(Rassamakin 1994, 1996).
Вышеизложенное отражает пестроту взглядов и подходов относительно
культурной и хронологической оценки "вытянутых" погребений, однако
исследователи сходятся в некоторых положениях, подчеркивая существование
локальных различий, связанных с географическим положением памятников и
их историческим окружением (Синюк, 1984; Николова, Рассамакин, 1985).
Энеолитическое погребение у г. Шахтерска расширяет представления о
погребальном обряде "вытянутых" захоронений, отражает новую
специфическую особенность (уступ - ступенька), т. к. до этого основной
погребальной конструкцией "вытянутых" погребений являлись ямы овальной,
"гробовидной", прямоугольной формы с закругленными углами и др.
С. 21. В настоящее
время хронологическая шкала энеолитических памятников
Украины пересматривается, поэтому в плане временных позиций
погребение у г. Шахтерска можно синхронизировать с погребениями
близ с. Вербки (Ковалева, 1984), Родионовки, Ковалевки
(Городцов, 1907) и др. В ряде нерешенных вопросов (один
из них - периодизация "вытянутых" захоронений на Северском
Донце) помогут разобраться дальнейшие полевые работы.
|