В 1976 году у с. Марьевка Запорожского района
Запорожской области в кургане "Тягунова могила" в катакомбном
погребении была обнаружена повозка (к. 11, п. 27). Шахта
подпрямоугольной формы, размерами: 2,45 х 2,0 м, глубиной
4,4 м, ориентирована по линии ВЮВ - ЗСЗ. В торцевых стенках
шахты - входы в две камеры. Первая камера - подпрямоугольная,
размерами: 4,2 х 2,3 м, высота свода 2,2 м, глубина - 5,8 м,
ориентирована по линии СВ - ЮЗ. В камере - четыре погребенных.
1-й - мужчина 35 - 40 лет, на левом боку, скорчено, рядом с
ним - расчлененный мужчина 30 - 35 лет и женщина 45 - 50 лет;
у повозки, находившейся в южной части камеры, лежал ребенок
7 - 8 лет. Вторая камера - подпрямоугольной формы, размерами:
3,6 х 1,65 м, высота свода 1,55 м, глубина 5,5 м, ориентирована
с СВ на ЮЗ. В камере остатки кострища и деревянных изделий, на
дне козьи копытца (4 шт.). Особенности погребального обряда,
стратиграфии позволяют датировать данное погребение концом
III, началом II тыс. до н. э.
С. 105.
В южной части первой камеры находилась повозка. Сохранилась
основа кузова, изготовленная из цельного куска дерева
кольцесосудистой породы. Передняя стенка овальная, размеры:
1,2 х 0,75 х 0,15 м. Под кузовом - ось длиной 1,15 м,
диаметром - 0,06 м. Рядом - два колеса: диаметр 0,6, ширина
обода - 0,05 м, с выступающими ступицами. У основы кузова
лежали обломки дышла и остатки решетчатых бортов. Среди
деталей бортов лежало и стрекало с бронзовым четырехгранным
наконечником.
Двухколесная повозка восстанавливается
на основе сохранившихся остатков и аналогий в следующем виде.
Это одноосная колесница с мощной цельнодеревянной нижней частью,
смещенной к задней стенке осью, неподвижно закрепленной на основе.
На оси вращались сплошные, цельные с выступающими втулками колеса.
Борта были решетчатыми и состояли из планок. Верхняя их часть,
вероятно, была мягких, овальных очертаний. Передний борт на
основе аналогий был несколько выше боковых. Мощная основа кузова
в сочетании с небольшими размерами, ассиметрично расположенная
ось, наклонный овальный передок, аналогии с переднеазиатскими
боевыми колесницами позволяют авторам уверенно предполагать
боевое назначение Марьевской колесницы.
Таким образом, в степях Восточной Европы в катакомбном
погребении впервые обнаружена древнейшая пока одноосная
боевая колесница на сплошных колесах.
В среднем, катакомбные погребения с повозками характеризуются
комплексом признаков: обширными погребальными сооружениями,
досыпками, сложными погребальными ложами, оружием, металлом -
т. е. признаками, отражающими высокий социальный статус
погребенного. Марьевское погребение сочетает обширные размеры,
досыпку, сложное ложе, металл, колесницу, а также, вероятно,
человеческие жертвоприношения.
Тесная связь колесниц с родоплеменной
знатью, выдвинувшейся в результате военных столкновений,
позволяет полагать, что погребенный в Тягуновой могиле и
аналогичные ему - это воины - колесничие. Видимо, только для
знати оказалось возможным использовать это новейшее и дорогое
для того времени достижение военной техники. Знать, выделившаяся
в результате войн, благодаря своей силе, ловкости и военным
талантам подтверждала свое право на высокое положение в обществе
участием в бою на колеснице. Наличие в погребениях колесниц
косвенно указывает и на то, что в катакомбном обществе выделяется
и прослойка мастеров, обслуживающая знать (в частности,
изготавливающая колесницы).
С.
106. По нашему мнению, погребенный в Тягуновой
могиле воин - колесничий был не просто представителем
родоплеменной верхушки, а вождем крупного этно-потестарного
объединения, который тем не менее, для подтверждения своего
привилегированного положения сражался в первых рядах войска
на колеснице.
|