Развитой бронзовый век - эпоха средней бронзы - представлена
в регионе катакомбными памятниками, преимущественно
курганными погребениями и редкими поселениями. Их изучение
имеет почти столетнюю историю, а результаты исследований
начала ХХ в. стали достоянием как отечественной, так
и мировой науки. Благодаря раскопкам донецких курганов
в начале столетия был заложен фундамент науки о бронзовом
веке: В.А. Городцовым создана периодизация, ставшая
эталоном при изучении древностей юга Восточной Европы
и сохранившая в общих чертах свое значение до наших
дней.
Первые раскопки курганов в регионе (1889
- 1929 гг.) связаны с именами Н.Е. Бранденбурга, В.А.
Городцова, Е.П. Трефильева, Е. Мельник, А.М. Покровского,
С.А. Локтюшева, О.О. Потапова, И.Н. Луцкевича, Н.Е. Макаренко,
П.М. Пиневича и др. В 30 - 40 гг. археологические исследования
почти полностью прекращаются, что связано с общим тяжелым
положением в стране и особенно в республике, приведшим
к гибели как исследователей, так и большинства созданных
и в массе неопубликованных коллекций. Раскопки и изучение
памятников возобновляются лишь в благополучной ситуации
с середины 50-х гг. (Б. А. Шрамко, 1956 г.) и приобретают
масштабный характер в 70 - 80-е гг. в связи с работами
на новостройках. Это прежде всего экспедиции ИА АН УССР
(1971 - 1981 гг., С.Н. Братченко, И.А. Писларий, Н.Н.
Чередниченко), подготовившие целую плеяду кадров и работающих
самостоятельно (А.А. Кротова, А.М. Смирнов, О.Р. Дубовская,
В.Ф. Клименко, В.Г. Самойленко, С.Н. Санжаров, А.В. Привалов,
В.К. Кульбака и др.). Большие работы проводят университеты:
Донецкий (А.А. Моруженко, Т.А. Шаповалов, Н.П. Зарайская
и др.), Киевский (Н.Н. Бондарь, Л.Г. Самойленко и др.
с 1982 г.), музеи и др. организации (О.Я. Привалова, А.Ф.
Горелик, М.Л. Швецов). В итоге по бассейну Северского
Донца в пределах трех областей УССР (преимущественно Ворошиловградской)
исследовано около 1200 катакомбных погребений в более
чем 400 курганах и около 10 поселений (разведки, ограниченные
раскопки). В Северо-Восточном (донецком) Приазовье открыто
около 200 интересующих нас захоронений. Безусловно, получены
грандиозные, фундаментальные источники по изучению края,
как и всего восточного украинского региона в эпоху средней
бронзы. Полученные материалы еще обстоятельно не изучены
на современном уровне и в массе не опубликованы. Однако,
некоторые результаты С. 28.
исследований позволяют в общих чертах осветить проблему
культурной дифференциации памятников, их периодизацию
и хронологию, наметить контуры культурогенеза и направление
связей и подойти к реконструкции социального строя и экономики
катакомбных обществ.
Памятники рассматриваемой территории
характеризуются неоднородностью и выделяются в три массива,
относящихся к трем катакомбным культурам, ареалы которых
простираются до Нижнего и Среднего Дона и Поднепровья. С другой
стороны, они занимают центральное положение в катакомбной общности
или блоке культур Северного Причерноморья, и это обстоятельство
придает им особую роль в освещении процессов культурогенеза,
хронологии, контактов и культурной дифференциации.
Наиболее многочисленные памятники донецкой катакомбной культуры
сосредоточены в бассейне Северского Донца и Нижнего Дона, вплоть
до прилегающей части Северо-Восточного Приазовья (Миусский
полуостров). Однако, отдельные погребения встречаются и
западнее - в Северном Приазовье - регионе, входящем в ареал
днепро-азовской катакомбной культуры. Северные районы левобережья
Северского Донца относятся к ареалу среднедонской катакомбной
культуры, однако памятники этой культуры, представленные как
погребениями, так и поселениями, перемежевываются здесь с донецкими.
В позднекатакомбное время они появляются и на правобережье.
К настоящему времени наиболее полно изучен ранний период
катакомбных культур, проливающий свет на сложную проблему
их сложения, всегда находившуюся в центре повышенного
интереса поколений исследователей. Памятники этого периода
наиболее компактно сосредоточены вдоль Азовского моря
(в полосе шириной 100 - 150 км) от Тамани до Нижнего Днепра,
где они составляют около 33 - 37% от всех катакомбных
погребений. Далее к востоку, северу и западу они постепенно
убывают и, в частности, отсутствуют в верховьях Северского
Донца и Среднего Дона. В Северскодонецком регионе, относящемся
ко второму кругу их распространения, они сосредоточены
лишь на правобережье, в его Луганской части (бассейн Луганки
и южнее) и весьма редки как на левобережье, так и в северных
районах Донецкой области. Это обстоятельство позволяет
выделить первичный очаг катакомбного культурогенеза, в
который входили лишь части трех культур: днепро-азовской
(включая североприазовскую группу), донецкой (своим нижнедонским
вариантом) и предкавказской (своей кубано-приазовской
группой). Детальное сопоставление раннекатакомбных памятников
разных регионов, с одной стороны, и с предшествующими
позднеямными вариантами (отчасти культурами), как и с
предкавказскими докатакомбными группами позволяет сделать
С. 29. вывод о сложении
катакомбных культур на местной основе, в их взаимодействии
(как блок культур) и контактах населения, что подтверждают
и антропологические исследования (С.И. Круц, Е.А. Шепель).
В отношении Северскодонецкого региона предполагается и
ограниченная миграция населения из низовий Дона, о чем
свидетельствует появление новой керамики и благоприятная
демографическая ситуация (самая низкая плотность ямного
населения). Итак, сложение катакомбных культур и их последующее
развитие, несомненно, следующая ступень в культурогенезе
эпохи энеолита - бронзы, проявившаяся в начале наиболее
резко лишь в части сферы идеологии - погребальном сооружении.
Вместе с тем, несмотря на своеобразие северопричерноморских
катакомб, возникновение и распространение катакомбного
обряда в ранний период на Юге Украины, в Предкавказье
и в Восточном Средиземноморье, Италии и Малопольше представляет
как будто явление синхронного порядка, и в нем, возможно,
отражены какие-то связи древнего населения.
Ранний этап донецкой и днепро-азовской
катакомбных культур представляется возможным датировать по
типологическим сопоставлениям около 2200/2100 - 2000 гг. до н. э.
Средний, основной период этих культур и среднедонской культуры
северскодонецкого левобережья, датируется около 2000 - 1800 гг.
до н. э. Этот период характеризуется резким увеличением количества
памятников и оставившего их населения и расширением катакомбного
ареала, включая и северскодонецкую и среднедонскую лесостепь.
Редкие в раннекатакомбный период собственно катакомбные элементы
получают дальнейшее развитие и формируются новые, определяющие
специфику культур и их локальных групп. Донецкая и среднедонская
катакомбные культуры сохраняют сильные связи с Нижним Подоньем и
Предкавказьем, что сказывается в близости обряда, металлического
инвентаря и отчасти керамики. Однако, соседние памятники
Северо-Восточного Приазовья ориентированы в культурном отношении
на запад, на бассейн Днепра. И здесь и там общие типы катакомб с
округлой шахтой и преимущественно вытянутым обрядом погребения,
керамики, редких металлических и каменных изделий.
Позднекатакомбный период характеризуется
заметной культурной эклектикой как на Северском Донце, так и в
Северо-Восточном Приазовье. Новые приемы орнаментации керамики
(валиковая, в том числе и многоваликовая, и прочерченная, наряду
со шнуровой) и изменение в типах инвентаря указывают на начало
перемен, приведших к смене культур. Датировка периода по кавказским
и среднеевропейским (карпато-дунайским) параллелям определяется
временем около 1800 - 1700 гг. до н. э.
|