Керамика является одним из наиболее надежных индикаторов
взаимодействия различных групп населения. Эти взаимодействия
находят отражение в форме, орнаментации и других чертах.
Не являются исключением и формовочные массы: контакты
носителей разных традиций должны приводить к появлению
смешанных рецептов (Бобринский, 1978). Однако применительно
к территории лесостепного Подонья этот источник пока практически
не использовался.
Предпринятое
ранее изучение состава формовочных масс абашевской и срубной
керамики (Львович, Беседин, 1991) не выявило смешанных
рецептов в керамике этих культур. Напротив, имеющиеся
на сегодняшний день позволяют предполагать их плавную
эволюцию в абашевское время. Практически не находят отражения
в керамике контакты носителей катакомбной и абашевской
культур, частичная синхронность которых в лесостепном
Подонье не вызывает сегодня сомнений. В этой связи неизбежной
оказалась постановка вопроса о правомерности применения
названного выше положения ко всем случаям контактов и
его проверке на других материалах.
С этой целью
были изучены формовочные массы керамики раннего железного
века с ряда памятников лесостепного Подонья. Основу для
изучения составила коллекция с Пекшевского городища, представленная
А.П. Медведевым. Коллекция была разбита им на пять культурно-хронологических
групп (КХГ), соотношение которых первоначально не расшифровывалось.
Кроме того, в качестве опорных групп для контроля были
взяты серии IV - III вв. до н. э. с Семилукского городища
(раскопки А.Д. Пряхина) и городища Сенное начала н. э.
Изучение формовочных
масс Пекшевского городища показало, что по особенностям
рецептуры пять КХГ керамики распадаются на три группы.
К первой относится так называемая сетчатая керамика, преобладающим
в которой был рецепт: глина + шамот + органика. Вторую
группу образует "гладкостенная Городецкая" керамика.
Среди формовочных масс здесь резко доминирует рецепт:
глина + дресва + органика.
Остальные КХГ
("тычковая" и две скифоидных группы) дали различные
варианты смешанных рецептов типа глина + шамот + дресва
+ органика. Однако между ними существует определенные
различия. Так, "тычковая керамика" наряду со
смешанными рецептами содержит довольно высокий процент
формовочных масс, содержащих только дресву и органику,
в то С. 42. время
как в скифоидных сериях напротив высок процент керамики
с шамотом и органикой, но без дресвы.
В контрольной
серии с Семилукского городища при наличии небольшой доли
смешанных рецептов преобладали рецепты с примесью шамота
и органики. В керамике городища Сенное доля смешанных
рецептов оказалась еще ниже.
Расчет сходства
названных КХГ и построение графа показало, что в основе
процессов, вызвавших появление среднедонской керамики
скифского времени, может лежать смешение носителей гладкостенной
Городецкой и сетчатой керамики, которое повлекло за собой
появление тычковой и различных групп скифоидной посуды.
В дальнейшем эволюция формовочных масс протекала, видимо,
плавно, без ощутимого внешнего воздействия в направлении
вытеснения смешанных рецептов. Проведенное исследование
потверждает наблюдения А.А. Бобринского и его последователей
и ставит вопрос о необходимости более детального исследования
особенностей керамики эпохи бронзы, отмеченных в начале
доклада.
|