Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Беседин В.И. Формовочные массы керамики и изучение этнокультурных процессов в лесостепном Подонье // Теория и методика исследований археологических памятников лесостепной зоны: Тезисы докладов науч. конф. - Липецк, 1992. - С. 41 - 42.
           Керамика является одним из наиболее надежных индикаторов взаимодействия различных групп населения. Эти взаимодействия находят отражение в форме, орнаментации и других чертах. Не являются исключением и формовочные массы: контакты носителей разных традиций должны приводить к появлению смешанных рецептов (Бобринский, 1978). Однако применительно к территории лесостепного Подонья этот источник пока практически не использовался.
           Предпринятое ранее изучение состава формовочных масс абашевской и срубной керамики (Львович, Беседин, 1991) не выявило смешанных рецептов в керамике этих культур. Напротив, имеющиеся на сегодняшний день позволяют предполагать их плавную эволюцию в абашевское время. Практически не находят отражения в керамике контакты носителей катакомбной и абашевской культур, частичная синхронность которых в лесостепном Подонье не вызывает сегодня сомнений. В этой связи неизбежной оказалась постановка вопроса о правомерности применения названного выше положения ко всем случаям контактов и его проверке на других материалах.
           С этой целью были изучены формовочные массы керамики раннего железного века с ряда памятников лесостепного Подонья. Основу для изучения составила коллекция с Пекшевского городища, представленная А.П. Медведевым. Коллекция была разбита им на пять культурно-хронологических групп (КХГ), соотношение которых первоначально не расшифровывалось. Кроме того, в качестве опорных групп для контроля были взяты серии IV - III вв. до н. э. с Семилукского городища (раскопки А.Д. Пряхина) и городища Сенное начала н. э.
           Изучение формовочных масс Пекшевского городища показало, что по особенностям рецептуры пять КХГ керамики распадаются на три группы. К первой относится так называемая сетчатая керамика, преобладающим в которой был рецепт: глина + шамот + органика. Вторую группу образует "гладкостенная Городецкая" керамика. Среди формовочных масс здесь резко доминирует рецепт: глина + дресва + органика.
           Остальные КХГ ("тычковая" и две скифоидных группы) дали различные варианты смешанных рецептов типа глина + шамот + дресва + органика. Однако между ними существует определенные различия. Так, "тычковая керамика" наряду со смешанными рецептами содержит довольно высокий процент формовочных масс, содержащих только дресву и органику, в то С. 42. время как в скифоидных сериях напротив высок процент керамики с шамотом и органикой, но без дресвы.
           В контрольной серии с Семилукского городища при наличии небольшой доли смешанных рецептов преобладали рецепты с примесью шамота и органики. В керамике городища Сенное доля смешанных рецептов оказалась еще ниже.
           Расчет сходства названных КХГ и построение графа показало, что в основе процессов, вызвавших появление среднедонской керамики скифского времени, может лежать смешение носителей гладкостенной Городецкой и сетчатой керамики, которое повлекло за собой появление тычковой и различных групп скифоидной посуды. В дальнейшем эволюция формовочных масс протекала, видимо, плавно, без ощутимого внешнего воздействия в направлении вытеснения смешанных рецептов. Проведенное исследование потверждает наблюдения А.А. Бобринского и его последователей и ставит вопрос о необходимости более детального исследования особенностей керамики эпохи бронзы, отмеченных в начале доклада.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru