Разработанная В. А. Городцовым в начале XX в. схема последовательной
смены культур в северско-донецком регионе (древнеямная
- катакомбная - срубная) в 70-е годы была скорректирована
выделением культуры многоваликовой керамики (КМК), занявшей
хронологический промежуток между катакомбной и срубной.
В лесостепи Восточной Украины локализовались памятники
среднедонской (по Г.В. Подгаецкому) или харьковско-воронежской
(по Т.Б. Поповой) катакомбной культуры, явления, по мнению
многих исследователей, синхронного донецкой катакомбной
культуре. Имеющиеся в настоящее время данные позволяют
пересмотреть и конкретизировать существующие представления
о культурно-исторической ситуации в восточноукраинской
лесостепи в эпоху бронзы.
Для начала II
тыс. до к. э. археологически фиксируется проникновение
в лесостепь носителей донецкой катакомбной культуры. Их
миграция, вызванная, вероятно, циклическим усыханием степей,
имела вполне определенный характер - в равнинные области
Донецко-Оскольского междуречья с. большими участками разнотравно-типчаково-ковыльных
степей, в максимальной степени соответствовавшие интересам
скотоводческого хозяйства. Характерно, что на правобережье
Донца, характеризующемся развитой овражно-балочной сетью
и преобладанием луговых степей, донецких памятников практически
нет. Аборигены края - древнеямные племена - отступают
частью в северо-восточном направлении, в области Среднего
Подонья, частью - на запад, в Донецко-Днепровское междуречье,
частью - ассимилируются пришельцами. Лесостепь между Донцом
и Днепром становится своеобразной резервацией древнеямных
племен; позднее на их основе формируется приднепровский
вариант КМК. Нижняя хронологическая граница донецких памятников
в лесостепи определяется рубежом III - II тыс. - самым
началом II тыс. до н. э. наличием хорошо датированных
древнеямных захоронений.
В условиях активных
культурно-хозяйственных контактов в первой четверти II
тыс. до н. э. в лесостепном Подонье на древнеямной основе
формируется среднедонская катакомбная культура, в лесостепи
Восточной Украины - близкая, но не тождественная ей, осколо-донецкая
катакомбная культура. Последняя представлена на левобережье
Донца выразительными комплексами, датирующимися XVIII-серединой
XVI вв. до н. э. Финальная стадия существования культуры
характеризуется заметными изменениями хозяйственного уклада,
на что указывает факт появления целой серии позднекатакомбных
поселений (Студенок, Снежковка, Поляны, Ямное и др.).
Картографирование
погребальных памятников КМК показывает, что последние
тяготеют к степной зоне Украины, в лесостепи они крайне
немногочисленны и не образуют сколько-нибудь заметных
скоплений. Сосуществование памятников КМК и позднекатакомбных
устанавливается по идентичности целого ряда элементов
материальной культуры (формы сосудов с ломаным профилем,
прочерченная и многоваликовая орнаментация, "выпрямители",
наконечники стрел с, выемкой в основании, деревянные блюда-чаши
и пр.). Представляется, что размежевание катакомбной культуры
и КМК должно производиться не по хронологическому, а по
территориальному принципу и решаться применительно к условиям
конкретного региона.
Для середины
II тыс. до н. э. археологически фиксируются две волны
миграции племен срубной общности: первая, более ранняя,
шла с юго-востока и представлена погребениями бережновского
типа (Старомажарово, Калиновка, Покровский и др.). Вторая
волна иллюстрируется захоронениями покровского типа (Купянск,
Волчанск, Красная Гусаровка-"Б" и др.). Взаимодействие
бережновских и Покровских популяций между собой и с остатками
позднекатакомбных племен и населением КМК определило специфику
этнокультурного состава населения лесостепи.
|