Погребения животных в специальных погребальных сооружениях
встречены в разных регионах катакомбной общности - в
Предкавказье, Северном Причерноморье, Крыму, но в ритуально-религиозном
контексте они обычно не отделялись от захоронений людей
и рассматривались как кенотафы. Новые данные позволяют
по-иному подойти к этой проблеме.
Погребения животных исследованы в ряде могильников
Осколо-Донецкого региона: Высшее Соленое-1 Боровского р-на, Колесниковка-II
Купянского р-на Харьковской области, Нерасимовка-1 Валуйского р-на
Белгородской области. Захоронения были произведены в яме с небольшим
подбоем под одной из стенок (Колесниковка 4/2) и в катакомбах с колодцами и
камерами разной формы и сопряженности. В двух случаях погребения были
основными подкурганными насыпями (Колесниковка 4,2; Герасимовка 1/1),
в остальных - впущены в уже существовавшие насыпи и сопровождались
досыпками. Зафиксированы остатки деревянного настила (Колесниковка 4/2)
и локальная известковая побелка 9В. Соленое 2/1). Сопровождающий инвентарь
представлен каменным привязным молотом (Колесниковка 7/2), сосудом
(Колесниковка 4/2), кремневым наконечником копья (В. Соленое 2/1). Кости
животных находились в центральной части погребального сооружения: череп и
кости конечностей коровы (быка) - Колесниковка 4/2, 7/2 (две особи);
Герасимовка 1/1, 2/4; ребра - В. Соленое 2/1; череп и кости конечностей
овцы - Герасимовка 1/1.
Захоронения животных в особых погребальных
сооружениях, сопровождавшиеся возведением насыпи или досыпкой
уже существовавшей, свидетельствует об их особом статусе
в религиозно-мифологических представлениях ранних скотоводов.
Культ животных - одна из древнейших форм религии, уходящая
в тотемистические представления. Промысловый культ, основанный
на вере в умирающего и воскресающего зверя, возник в охотничьей
среде задолго до появления производящего хозяйства. На базе
земледельческо-скотоводческого уклада развивается особая
форма поклонения животным - зоолатрия, эволюционирующая
в направлении от обожествления животного к посвящению его
конкретному божеству. Ведущая роль крупного рогатого скота
в хозяйстве и религиозных представлениях индоевропейцев
не вызывает сомнений и даже рассматривается как индикатор
определения индоевропейской прародины. У хеттов, канонизировавших
чрезвычайно сложный ритуал жертвоприношения, корова (бык)
стояла на первом месте в иерархии жертвенных животных. В
Ригведе корова олицетворяет небо и Индру - бога войны, грома
и молнии. Синонимом последнего в гимнах нередко С.20.
выступает бык - "неукротимый, крепкий бык", "ярый
бык" (Ригведа I,10; IV,18). С точки зрения индоевропейской
принадлежности племен катакомбной общности, особый обряд
захоронения животного может рассматриваться как персонифицированная
жертва конкретному божеству посвященного ему животного.
В таком контексте объяснимо присутствие в захоронениях каменного
молота и наконечника копья как атрибутов грозного бога Индры
(ваджра - "дубина грома" и копье бога войны). Особую ценность
при жертвоприношении имела кровь жертвенного животного,
вместилищем которой может рассматриваться глиняный сосуд.
Наличие тех же животных (корова/бык) в том же
представительстве (череп и кости конечностей, по этнографическим
параллелям - шкура) в погребениях людей могут рассматриваться как
индивидуальная жертва, предназначенная обеспечить загробное
существование покойника. В то же время специальные захоронения
жертвенных животных выступают как общественный акт, имеющий
более широкое значение.
|