22.02.2008 - В России работает довольно много учебных заведений, в которых налажено сотрудничество с зарубежными вузами и бизнес-школами
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ    КАТАЛОГ    НОВОСТИ САЙТА    ССЫЛКИ    НАПИСАТЬ ПИСЬМО

22.02.2008 - В России работает довольно много учебных заведений, в которых налажено сотрудничество с зарубежными вузами и бизнес-школами


В России работает довольно много учебных заведений, в которых налажено сотрудничество с зарубежными вузами и бизнес-школами. Одни кроме дипломов российского образца выдают своим студентам еще и дипломы об окончании вузов-партнеров, другие ограничиваются вручением сертификатов о разрешении перезачесть некоторые дисциплины в случае продолжения учебы за границей.

От Болоньи до Гренады

Как известно, Болонский процесс, целью которого является создание единого общеевропейского образовательного пространства, призван уравнять в правах дипломы всех учебных заведений Европы. Технически это будет достигнуто путем реализации различных проектов, важное место среди которых занимают аккредитованные и валидированные программы, франчайзинговые программы и программы так называемых двойных, или совместных, дипломов.

Суть аккредитованных и валидированных программ заключается в признании одним вузом эквивалентности программ другого вуза с возможной выдачей собственного диплома выпускникам вуза-партнера. Франчайзинговые программы подразумевают только передачу права реализации своей образовательной программы стороннему вузу при сохранении за собой прав на осуществление контроля качества подготовки. «Что же касается двойных, или совместных, дипломов, то они требуют от всех участников процесса полного согласования учебных планов и программ, одинаковых методов обучения, одинаковых оценок знаний студентов, взаимного признания результатов обучения, наличия общих структур управления программой и выдачи совместного диплома», - рассказывает заведующий кафедрой мировой экономики Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) Леонид Фитуни.

Согласно положениям, выработанным в ходе Болонского процесса, под совместным дипломом следует понимать свидетельство о высшем образовании (присвоении квалификации или ученой степени), выданное совместно несколькими вузами на основе совместной программы обучения. При этом диплом может иметь и форму отдельного документа (выдаваемого в дополнение к одному или нескольким национальным вузовским дипломам), и форму единого документа (выданного всеми вузами, которые осуществляют обучение по данной образовательной программе без выдачи национальных дипломов), и даже форму нескольких национальных дипломов, выдаваемых одновременно. Однако, как отмечает Леонид Фитуни, существует и несколько иная трактовка этого термина. Так, в рекомендациях Совета Европы относительно признания совместных дипломов отмечается, что совместный диплом следует понимать как диплом, выдаваемый совместно не менее чем двумя вузами, либо совместно вузом и иным учреждением на основе образовательной программы, разработанной и (или) реализуемой совместно вузами, либо при содействии других учреждений.

Особенности национального диплома

В системе современного российского образования термин «двойной» (или совместный) диплом получает широкое толкование и может подразумевать самые разные формы сотрудничества учебных заведений. «Чаще всего двойной диплом означает, что студент или слушатель учится в одном вузе, а по окончании его получает два диплома. То есть процесс организован так, что человек на самом деле проходит обучение одновременно по программам нескольких учебных заведений», - объясняет ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Волков. При этом не следует рассматривать двойной диплом исключительно как форму сотрудничества российских вузов и иностранных. Это партнерство может существовать и внутри страны, открывая широкие карьерные возможности для жителей отдаленных городов, поясняет он.

Не менее ценно для российских студентов оказывается и продвижение в регионы программ зарубежных учебных заведений. При реализации таких проектов государство получает приток квалифицированных специалистов не только в Москву и Петербург, но и во многие города, испытывающие острую нехватку управленцев нового поколения. «Массовое внедрение западного бизнес-образования в учебные заведения России становится возможно благодаря налаживанию разветвленной региональной сети. Для этого требуется заключить тройной договор между областными вузами, вузом-организатором и зарубежным вузом-партнером. В результате такого глобального альянса вузов (Global Bachelor of Business Alliance, GBBA) слушатели, не покидая своих городов, учатся по разработанной западным вузом программе, результатом которой является получение двух дипломов (российского и зарубежного). А благодаря перезачету профильных дисциплин, которые студенты уже освоили в своем региональном вузе, обучение по программе бакалавра может быть укорочено. Кроме того, данная программа открывает короткий путь к степени Master of Business Administration, так как уже включает в себя первую ступень самой высокой квалификации бизнес-образования МВА, тем самым сокращая эту программу на год», - рассказывает начальник отдела маркетинга Международного института менеджмента ЛИНК Наталия Жеребенкова.

Понятно, что кроме подписания договора о партнерстве вузам для реализации идеи двойного диплома приходится решать довольно сложную проблему несовпадения учебных программ. Для этого специалисты всех вовлеченных в процесс учебных заведений должны быть уверены, что любой курс одного вуза-партнера будет полностью эквивалентен аналогичному курсу другого вуза-партнера. Речь в этом случае идет не о совпадении числа часов, а скорее об объеме образовательного результата и об уровне приобретаемых слушателями компетенций.

«Вопросы о том, что обязательно должно присутствовать в программе вуза, в самой организации процесса обучения, чтобы диплом действительно являлся двойным, обязательно ли некоторые предметы должны преподаваться на иностранном языке, все ли работы (курсовые, дипломные и т.д.) должны проверяться специалистами из обоих вузов и обязательно ли студенты должны какую-то часть обучения проводить за границей, являются предметом взаимной договоренности всех участников сотрудничества. Но, как правило, ответ на них утвердительный. Все это должно присутствовать в полноценной программе совместных дипломов», - отмечает Леонид Фитуни.

Большинство учебных заведений, заключая договоры о двойных дипломах, стараются как можно полнее реализовать для студентов иностранную составляющую обучения. Это могут быть и практики с выездом за границу, и обучение в течение нескольких семестров в вузе-партнере, и преподавание ряда предметов на иностранном языке приглашенными из-за рубежа специалистами.

Вариантов существует множество, причем нередко специфика организации процесса во многом зависит от приобретаемой специальности. Так, по мнению проректора Московского энергетического института (Технического университета) - МЭИ (ТУ), заведующего кафедрой информационно-измерительной техники Игоря Желбакова, обучение наших студентов за границей должно идти на иностранном языке (что предполагает хорошую языковую подготовку), а обучение в России - на русском, поскольку в этом случае студентам оказываются более понятны сложные технические дисциплины. «Однако известны и такие программы, когда зарубежные университеты сертифицируют подразделения российских университетов, и обучение ведется без выезда студентов за рубеж и без преподавания дисциплин на иностранном. Теоретически это вполне возможно, поскольку диплом дается не за уровень владения иностранным языком, а за полученные знания», - поясняет Игорь Желбаков. Аналогичная ситуация складывается, по мнению специалиста, и с вопросом о том, кому именно следует принимать промежуточные и итоговые аттестации. Это вопрос взаимного доверия вузов, осуществляющих программу. И если зарубежная сторона засчитывает студентам изученные в России предметы, то курсовые и экзамены вполне могут принимать наши преподаватели без контроля иностранных специалистов, отмечает он.

В вузах и бизнес-школах, где обучение не предусматривает ни выезда студентов за рубеж, ни проведения лекций на иностранном языке с приглашенными специалистами, большое внимание уделяют подготовке преподавательского состава. «Совместные проекты с зарубежными вузами требуют особых подходов к методам обучения. Именно поэтому для работы в GBBA преподавателей и специалистов-консультантов сначала обучают на тьюторов и только после аттестации допускают к работе со студентами. Стоит отметить, что тьюторы отличаются от обычных преподавателей хорошими менеджерскими качествами, знанием и умением применять на практике современные методы активного обучения, а также талантом налаживать психологический контакт с группой. Активно используют в альянсе и различные возможности современного дистанционного образования», - подчеркивает Наталия Жеребенкова.

Игра в одни ворота

Практика показывает, что в России программы совместных дипломов реализуются односторонне. То есть в подавляющем большинстве случаев заключение договоров о партнерстве означает, что российские вузы выдают своим студентам по окончании учебы два диплома, а иностранное учебное заведение интереса к реализации данной совместной программы в отношении своих студентов не проявляет. «Симметрия в этом вопросе отсутствует. К примеру, среди слушателей европейских технических вузов-партнеров интерес к получению российских дипломов очень слабый. Кроме того, выдать российский государственный диплом выпускнику зарубежного вуза по действующим у нас нормам не так просто и значительно сложнее, чем реализовать эту программу в Европе», - поясняет Игорь Желбаков.

Тем не менее в отношении российского бизнес-образования специалисты настроены более чем оптимистично. Если речь идет не о высшем образовании, а о таких дополнительных ступенях, как General МВА, Executive MBA или Executive Education, то уже в ближайшем будущем мы можем ожидать резкого усиления интереса к российскому бизнес-образованию со стороны партнеров из самых разных стран. Сегодня Россия кажется многим зарубежным инвесторам некоей терра инкогнита, в которой и бизнес, и межличностные отношения строятся по совершенно незнакомым правилам. Причем ни одно бизнес-образование, даже полученное в самых престижных университетах мира, не сможет раскрыть перед слушателями секретов российского менталитета так, как это позволят сделать совместные российско-иностранные программы.

«Сегодня трудно себе представить, что тема двойных дипломов в бизнес-образовании может представлять интерес только для одной стороны. Это всегда двойная ситуация, причем двигателем в этом вопросе является осознание зарубежными вузами (или бизнес-школами) того факта, что сегодня нужно оперировать знаниями на глобальном образовательном рынке, а не на своем местном, ограниченном территорией США или Западной Европы. Это становится особенно актуально в последнее время, когда Россия наравне с Китаем и Индией превращается в серьезного игрока на глобальной арене. Как в России, так и за границей учебные заведения сражаются за своих студентов, пытаются сделать свое образование более привлекательным, а потому двойные дипломы, хоть и требуют проведения значительной технологической работы, интересны для всех участников процесса», - считает Андрей Волков.

Двойной диплом - двойная цена?

Теоретически обучение в вузе, где студентам выдают двойные дипломы, должно стоить дороже. «Это понятно даже на уровне здравого смысла. Учебное заведение затратило много времени и усилий на то, чтобы составить новые образовательные программы, нанять дополнительных специалистов, организовать выезд студентов за рубеж и приезд преподавателей из-за границы. Конечно, прямой зависимости между удорожанием обучения и количеством выдаваемых дипломов нет, но цена с введением программы совместных дипломов (если речь идет о негосударственных вузах) довольно заметно возрастает», - отмечают в Московской школе управления СКОЛКОВО.

Несколько иначе обстоит дело с вузами государственными, в которых практика развития зарубежного партнерства, в том числе двойных дипломов, началась более 10 лет назад и зачастую не носит коммерческого характера. В этом случае совместные программы могут реализовываться и бесплатно на конкурсной основе, и с частичной оплатой лишь некоторых курсов или по комбинированной схеме (бесплатно для тех, кто прошел по конкурсу, платно - для остальных желающих).

В технической области, где сегмент негосударственного образования практически свободен, программы совместных дипломов чаще всего реализуются на конкурсной основе. «Для тех, кто решает получить двойной диплом и проходит по конкурсу, появляется лишь незначительная платная составляющая, в основном связанная с дополнительным изучением иностранного языка. Все же остальное никак не отражается на студенческом кошельке: лекции приезжающих в Москву профессоров для слушателей бесплатны, а за обучение и проживание россиян за границей платят организаторы и фирмы - спонсоры программы с иностранной стороны», - рассказывает Игорь Желбаков.

Стоит ли игра свеч

Для многих абитуриентов понятие «двойной диплом» является сегодня синонимом пропуска в красивую и роскошную жизнь с удачной карьерой и большой зарплатой. Распространено убеждение, что корочка об окончании любого, пусть даже малоизвестного, но европейского вуза является для российского работодателя более престижной и убедительной, чем диплом отечественного учебного заведения. Однако специалисты кадровых агентств не склонны переоценивать роль зарубежных дипломов в вопросе трудоустройства. «Шансы найти в России высооплачиваемую работу очень высоки не у того, кто имеет диплом престижного западного вуза, а у того, кто является хорошим специалистом своего дела (что, как известно, далеко не всегда зависит от рейтинга вуза). Если у человека большой опыт работы, хорошие рекомендации и диплом о высшем российском образовании, то он будет более востребован на отечественном рынке труда, чем выпускник Кембриджа или Гарварда, совершающий первые трудовые шаги. Однако при прочих равных условиях работодатель вполне может отдать предпочтение соискателю, получившему не только хорошее российское, но и современное зарубежное образование (особенно если речь идет о трудоустройстве в иностранную компанию)», - рассказывает генеральный директор кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова.

Тем не менее, рассматривая вопрос о преимуществах совместных дипломов более широко (не привязываясь к проблеме трудоустройства), можно убедиться в существовании множества положительных аргументов. Так, по словамзаведующего кафедрой мировой экономики МНЭПУ Леонида Фитуни, мнение о том, что выдачу двойных дипломов можно считать сегодня одним из самых перспективных направлений сотрудничества с европейскими вузами, не лишено оснований. «Польза от большей международной мобильности не только студентов и выпускников, но и всех без исключения граждан бесспорна. Возможность расширения кругозора, получения нового опыта и знаний - вещь не просто желательная, а крайне необходимая в век глобализации. Это действительно актуально с учетом постепенного создания единого рынка труда и все большей интернационализации образования. У выпускников, получающих двойные дипломы, шире возможности трудоустройства, причем именно в России, а не в зарубежных странах. Нет сомнения, что такие специалисты будут весьма востребованы», - отмечает Леонид Фитуни.

Хотя на первый взгляд кажется, что тема двойных дипломов неразрывно связана с серьезной проблемой оттока кадров за границу, на поверку выясняется, что дело обстоит иначе. «В связи с тем, что продолжительность пребывания за рубежом у наших студентов не более двух лет, серьезной утечки мозгов, чего мы первоначально опасались, не происходит. Опыт показывает, что из 300 участников партнерской программы осели в Европе лишь единицы, остальные же прекрасно трудоустроились и работают в Москве», - рассказывают в МЭИ (ТУ).

Практика двойных дипломов оказывается полезной не только для студентов, которым удается преодолеть все конкурсные ступени. Даже те участники программы, которые не доходят до получения престижного европейского диплома, имеют неоспоримые преимущества перед сверстниками: они шире образованны, имеют опыт работы в ведущих европейских фирмах, прекрасно владеют иностранными языками. Кроме того, не остается в накладе и вуз. Помимо укрепления связей с крупнейшими образовательными центрами в Европе и увеличения вероятности получения престижных грантов учебное заведение предоставляет своим студентам более широкие возможности для роста, а также повышает их мотивацию к овладению современными знаниями, что благотворно влияет на развитие всего вуза в целом, отмечает Игорь Желбаков.

Умный в гору пойдет

Как обычно, в преддверии весны вопрос выбора будущего учебного заведения становится для абитуриентов особенно актуальным. Что предпочесть: привычное обучение в вузе, где выдают только один российский диплом, или вхождение в трудозатратный образовательный процесс по программе двойных дипломов, который кроме конкурсов, кропотливой работы по изучению дополнительных дисциплин и совершенствованию иностранного языка предполагает еще и обучение в чужой среде и адаптацию к иным жизненным реалиям?

Специалисты едины во мнении, что если человек чувствует в себе потенциал для интеллектуального роста и хочет достигать большего в сравнении со своими сверстниками, то выбирать для обучения стоит вузы, в которых реализуется программа двойных дипломов. Однако каким образом из довольно богатого спектра предложений выбрать лучшее, оказывается понятно далеко не сразу. Если с рейтингами и репутацией большинства российских вузов (как государственных, так и коммерческих) более или менее все понятно, то узнать, что собой представляют их вузы-партнеры, под силу далеко не всем.

«Важно не просто смотреть на то, известно ли данное учебное заведение в мире, но и на то, насколько его специалисты сильны в выбранной абитуриентом профессии. В некоторых случаях могут помочь рейтинги. И хотя рейтинги - это вещь довольно спорная, трудно поверить, что вуз, входящий в первую двадцатку, предоставляет студентам образование низкого качества. Также не стоит пренебрегать и изучением документов: следует внимательно просмотреть юридические соглашения учебного заведения с вузами-партнерами, а также поинтересоваться учебными планами и сопоставить запрашиваемую цену обучения с реальными расходами вуза на реализацию этой программы», - советует ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Волков.

Важным показателем качества считают специалисты и наличие международных аккредитаций. «Это самый понятный для потребителя критерий оценки. Аккредитационные документы дают гарантию, что учебная программа прошла контроль специальных органов и полностью соответствует действующим международным нормам», - рассказывают в Международном институте менеджмента ЛИНК.

Стоит отметить, что наличие в вузе программы двойных дипломов может служить неким индикатором качества и для тех абитуриентов, которые выбирают вуз для получения только российского образования. «Ведь при прочих равных условиях тот факт, что у учебного заведения имеется совместная программа с солидным зарубежным университетом, свидетельствует о доверии к нему иностранных партнеров, что является для абитуриентов несомненным плюсом при выборе данного вуза как места дальнейшего обучения», - считает Игорь Желбаков.

По материалам издания Газета.


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru