26.11.2007 - Переход на двухуровневую систему подготовки инженеров требует изменения стандартов высшего инженерного образования и ломку системы обучения
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ    КАТАЛОГ    НОВОСТИ САЙТА    ССЫЛКИ    НАПИСАТЬ ПИСЬМО

26.11.2007 - Переход на двухуровневую систему подготовки инженеров требует изменения стандартов высшего инженерного образования и ломку системы обучения


Переход на двухуровневую систему подготовки инженеров требует изменения стандартов высшего инженерного образования и ломку системы обучения.

Согласно принятому закону о введении в России двухуровневой системы высшего образования новая система подготовки специалистов с высшим образованием начнет действовать с 1 сентября 2009 года. Будущие инженеры теперь будут учиться не пять лет, а шесть, из которых на бакалавриат отведено 4 года и магистратуру – два. Однако не каждый бакалавр станет магистром. Те же «технари», кто пойдет в магистратуру, могут выбирать три направления дальнейшего образования: исследования, технологии и управление. Причем если обучение по первому направлению должно финансироваться государством, по второму – компаниями-работодателями, заинтересованными в тех или иных специалистах, то по третьему – из собственного кармана студента.

На прошедшей в Москве Всероссийской конференции «Проблемы разработки учебно-методического обеспечения перехода на двухуровневую систему в инженерном образовании» ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) Дмитрий Ливанов обосновал необходимость скорейших изменений в российском образовании. По его данным ни один российский вуз не вошел в недавно составленный список 200 лучших вузов мира, включая такие ведущие российские университеты, как Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Представитель Минобрнауки РФ Нэлли Розина подчеркнула, что переход на двухуровневое образование – это, прежде всего, диверсификация вузов. Проще говоря, вузы разделят на «первосортные» и «второсортные» – вторым откажут в чести готовить магистров. Одним из ведущих критериев оценки вузов станет наличие в них научных исследований. По данным, приведенным Дмитрием Ливановым, в России из 5 тысяч вузов только в 600 ведут НИР или НИОКР. По его мнению, семимиллионная армия российских студентов – всего лишь имитация обучения. Нэлли Розина пояснила, что диверсификация предполагает также и появление вузов с собственными внутривузовскими стандартами и учебными планами – в СССР таких вузов было 36. «Мы движемся опять туда», - сказала она.

Дмитрий Ливанов отметил, что российские вузы готовят «функционально неграмотных» специалистов, на переподготовку которых предприятиям и компаниям приходится тратить 560 млрд. рублей ежегодно. «Разрыв между уровнем подготовки специалистов и требованиями к компетенции персонала постоянно увеличивается», - сказал он.

Низкое качество подготовки специалистов в недалеком будущем ставит под сомнение само существование российских вузов: впереди демографический спад, который обернется двукратным падением числа абитуриентов к 2010 году по сравнению с 2006-м. Положение сможет спасти привлечение студентов из-за рубежа, что возможно только при повышении конкурентоспособности нашего высшего образования.

Дмитрий Ливанов в числе важных составляющих модернизации высшего образования назвал сотрудничество с компаниями-работодателями, совместно с которыми должны разрабатываться профессиональные и образовательные стандарты, формироваться попечительские и наблюдательные советы, создаваться инжиниринговые центры (на базе вузов), совместные технологические проекты, фонды целевого капитала и др.

Ректор Санкт-Петербургского электротехнического университета (ЛЭТИ) Дмитрий Пузанков рассказал об опыте перехода университета на двухуровневую систему подготовки. Он отметил, что наличие «ступеньки» после четырехлетнего обучения, предполагающей поступление в магистратуру на конкурсной основе, «стимулирует активность студентов на первом уровне». Подготовка магистров в ЛЭТИ идет по 27 «профилям», которые базируются на программе вуза и конкретных заказах работодателей, благодаря чему магистратура – динамичный уровень, подстраивающийся под конкретные требования рынка.

Всего, по данным Мнобрнауки, 15 российских вузов готовят сегодня магистров по техническим специальностям. В этом году несколько технических вузов (Московский институт стали и сплавов , Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Казанский государственный технологический университет и Уфимский государственный авиационный технический университет) представили проекты новых образовательных стандартов по четырем направлениям инженерной подготовки: металлургия, химическая технология, авиастроение и электроника.

Татьяна Зимина.


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru