19.09.2007 - Игорь Тюменцев:«В ходе преобразований не потерять бы ценных наработок, которые есть у высшей школы»
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ    КАТАЛОГ    НОВОСТИ САЙТА    ССЫЛКИ    НАПИСАТЬ ПИСЬМО

19.09.2007 - Игорь Тюменцев:«В ходе преобразований не потерять бы ценных наработок, которые есть у высшей школы»


Игорь Тюменцев — проректор по учебно-воспитательной работе Волгоградского госуниверситета (ВГУ)

Игорь Олегович, в статье «Высшее образование: повестка 2008—2016» представлены основные направления развития системы высшего образования. Как Вы относитесь к предстоящим реформам высшей школы?

— Как консерватор я всегда настороженно отношусь ко всякого рода преобразованиям. При движении вперёд не потерять бы тех ценных наработок, которые уже имеются у нашей высшей школы.

С чем я категорически не согласен в этой статье? С предложением отказаться от системы лекционно-семинарских занятий. Вузы и так уже практически утратили ключевое звено в подготовке специалиста (особенно в области гуманитарных наук), коим является спецсеминар профессора. Если обратиться к воспоминаниям Шахматова, Соловьёва и других известных деятелей, то все они пишут, что в своё время проводили спецсеминары. Иначе тот же самый Ключевский не смог бы подготовить целую плеяду замечательных историков.

Чем опасна массовость высшего образования? В вузах начинают готовить «середняка» — специалиста широкого профиля, без серьёзной профессиональной подготовки. А здесь как раз и важны профессорские спецсеминары, предполагающие индивидуальную работу преподавателя со студентом. По нынешнейНаука выступает не только в качестве поставщика новых знаний, но и в качестве метода обучения, позволяющего подготавливать высококвалифицированных специалистов. (гумбольдтовской) системе каждый профессор ведёт спецсеминары у студентов 3—5 курсов. Такую практику необходимо сохранить хотя бы на уровне магистратуры.

Второе — нужно основательно заняться вузовской наукой: детально проработать вопросы, связанные с её организацией, поддержкой и т.д. В нашей стране наука, в основном, делалась в институтах РАН, поэтому вузовский сектор оставался на втором плане. Соответственно, и финансирование поступало, да и сейчас поступает по-минимуму. Можно, конечно, рассчитывать на гранты определённых фондов, однако в большинстве своём они попадают в учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга.

Какой представляется выход из ситуации? Могу привести в качестве примера наш университет. У ВГУ есть серьёзные хоздоговорные контракты. По заказу областной администрации мы разрабатывали стратегию развития Волгоградской области, сейчас готовим стратегию города Волгограда. Ректор нашего университета как ведущий экономист юга России является членом экспертной группы по подготовке концепции развития Южного федерального округа. Несмотря на сложное финансовое положение, в своём вузе мы стараемся активно развивать научное направление: при университете работает несколько научно-исследовательских институтов, проводятся совместные исследования с зарубежными коллегами. В связи с этим я полностью согласен с авторами статьи, которые утверждают, что «не могут считаться полноценными профессорами те, кто не ведёт исследовательскую работу». Не стоит забывать, что наука выступает не только в качестве поставщика новых знаний, но и в качестве метода обучения, позволяющего подготавливать высококвалифицированных специалистов.

Марина Муравьёва, STRF.ru.

 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru