26.06.2007 - Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, практически по всем важным вопросам российского образования имеет независимое мнение
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ    КАТАЛОГ    НОВОСТИ САЙТА    ССЫЛКИ    НАПИСАТЬ ПИСЬМО

26.06.2007 - Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, практически по всем важным вопросам российского образования имеет независимое мнение


О реформах

-Виктор Антонович, как Вы оцениваете нашу систему образования?

-Как выдающуюся. Отечественная система образования – одна из лучших в мире. Она доказала свои преимущества, свою жизнестойкость на протяжении столетий и, конечно, надо отстаивать наш путь в образовании.

Печально, но сегодня наука России, в частности университетская, испытывает немалые трудности. Научные школы, завоевавшие мировое признание, плохо финансируются. Происходит — пусть не так интенсивно, как в начале 1990-х — и утечка «умов» за рубеж. Если мы потеряем науку в университетах, отечественная система образования лишится того преимущества, которое всегда ее выгодно выделяло. Моя точка зрения неизменна: будущее России – в сохранении фундаментальной науки, высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накоплен нацией не за одну сотню лет.

-Назовите самые острые, на Ваш взгляд, проблемы российского образования.

-Главной проблемой сегодня является статус педагога. Я учился после войны в сельской школе, в простой избе с одним классом, но у нас были Учителя. Был математик, благодаря которому, считаю, я стал академиком Российской академии наук. Были педагоги, которые научили нас любить Родину, трудиться на благо общества. Именно школе мы обязаны тем, что страна многого добилась в послевоенный период. Убежден, что сегодня нужно говорить об учителе как о главной фигуре в образовании.

Мы очень многое потеряли в 90-е годы, и, может быть, поэтому до сих пор выпускники университетов не идут работать в школу. Педагог чувствует себя личностью, не вписанной в рыночную экономику. Между тем во многих странах школьные учителя приравнены по статусу к государственным служащим. Они с гордостью говорят о своей профессии, их нельзя уволить по капризу администратора, государство их поддерживает материально.

Еще одна острая проблема – сохранение вузовской автономии. Ведь лучше педагогического сообщества никто не знает, каким быть университету.

-Как Вы относитесь к включению нашей страны в Болонский процесс?

-Действительно, Россия в лице бывшего министра образования подписала Болонскую конвенцию. Я считаю, что, вливаясь в международное образовательное пространство, мы должны стать лучше, должны приобрести, а не потерять. Образование – очень тонкая сфера: это и традиции, и собственные достижения, и разный менталитет народов. Не думаю, что Болонский процесс заинтересован в том, чтобы национальные системы образования потеряли свое лицо.

-Стоит ли повсеместно переходить на многоуровневую систему подготовки специалистов, как этого требуют "болонские соглашения"?

-В МГУ, к примеру, есть подразделения, которые работают и по двухуровневой системе, и по смешанной: бакалавр – специалист – магистр – аспирант – докторант. Есть и отдельные магистерские программы.

Но подобную схему можно применять не везде. Скажем, такой крупный сектор высшей школы, как медицинские вузы, перейти на двухуровневую систему не может в принципе. И не потому, что ректоры этих вузов против "болонских соглашений", а в силу сложившихся форм организации здравоохранения в стране. Та же ситуация с юридическими и военными вузами: там свои представления о национальной безопасности и подготовке специалистов для ее обеспечения. Этот список можно продолжить.

-А нужны ли стране образовательные реформы?

-Реформа высшей школы не самоцель. Административная реформа обоснована и, так или иначе, она проводится и будет проводиться. Но, вообще, вузовская система очень консервативна, и в этом нет ничего плохого. Потому рассчитывать на моментальные результаты нельзя. Плоды сегодняшних преобразований мы будем пожинать лет через десять, не раньше.

При проведении реформ не нужно забывать, что прямые рыночные подходы не всегда допустимы. Есть научные школы на кафедрах, которые могут не выиграть гранты; есть проблема объективности экспертизы. Кроме того, надо не допустить приватизации вузов. И, конечно же, качественное образование должно быть доступным для выходцев из любых слоев общества.

 Об отношениях с бизнесом

-Как должны строиться отношения высшей школы и бизнеса?

-Это двусторонний процесс. Образование должно идти навстречу бизнесу, и бизнес должен идти навстречу образованию. Нельзя исходить из того, что богатый деньгами бизнес берет на содержание обнищавшую школу и, соответственно, "заказывает музыку". Профессиональная школа также не должна проходить мимо очевидных интересов бизнеса и предлагать деловому миру только ту продукцию, которую уже умеет производить.

Выстраивая эффективные отношения с бизнесом, нужно иметь в виду, что в обозримом будущем крупнейшим работодателем в России останется государство. Сегодня из 64 млн. работающих 28 млн. трудятся в государственных структурах.

em>-В чем причина острой нехватки кадров для некоторых отраслей?

-Важная сторона работы по подготовке и сохранению кадров – бережное отношение к ним. Общеизвестная "утечка умов" – только один канал ухода специалистов из сферы национального хозяйства и культуры. Другой, не менее масштабный – их нерациональное использование. В малом и среднем бизнесе, причем в его самом "примитивном" секторе – простейшей торговле – работает более 10 млн. человек, из которых 5 млн. имеют высшее образование, в том числе 500 тыс. – два высших образования. Не только подготовка новых специалистов, но переподготовка и повышение квалификации уже имеющихся – большой резерв для преодоления дефицита кадров.

 О едином государственном экзамене (ЕГЭ)

-МГУ отстаивает право проводить вступительные экзамены в традиционной форме. Вы считаете введение ЕГЭ неоправданным?

-Если бы тестирование было привычным для школьника, начиная с пятого класса, то можно было бы использовать ЕГЭ в качестве инструмента оценки знаний абитуриента. Но его сдают всего один раз – в 11-м классе. Это совершенно непривычная процедура, и на результат может повлиять масса случайностей, внешние факторы. Нельзя на основании одного испытания решать судьбу человека. Можно потерять талантливых ребят, которые мыслят не так быстро, как требует тест, по каким-то причинам не знают конкретного раздела, привыкли размышлять...

Надо сохранять и развивать мощное олимпиадное движение с комитетами на местах, наблюдать за школьниками с младших классов, отслеживать их успехи и сохранить традиционные испытания в вузе как способ проверки знаний.

-В чем преимущество олимпиад?

-Я убежден, что с помощью тематических олимпиад можно выявить талантливых людей и дать им шанс получить хорошее образование. Поэтому мы отстаиваем право МГУ проводить творческие конкурсы и олимпиады. Одна из них – наша собственная олимпиада "Ломоносов". С согласия министра образования она прошла и в этом году. Недавно мы вручили сертификаты победителям проекта "Покори Воробьевы горы!" - около 250 человек, по сути уже почти студенты МГУ, большинство – из разных регионов страны. Всероссийские и региональные олимпиады также поддерживаются университетом, и их победители имеют льготы при поступлении в МГУ. Всего в прошлом году по результатам олимпиад и вступительных испытаний мы приняли более половины студентов, подавляющее большинство – иногородние. Как показывает многолетний опыт, из ребят, прошедших через международные, всероссийские, региональные интеллектуальные соревнования и добившихся там хороших результатов, вузы, в том числе и МГУ, получают самое качественное пополнение. Олимпиадное движение должно развиваться, но эту систему надо привести в порядок, создать для нее необходимые условия. Видимо, должен быть и независимый общественный совет, который станет этому способствовать.

 О поступлении в МГУ

-Московский государственный университет – вуз-мечта для тысяч абитуриентов. Реально ли поступить в МГУ без дополнительной подготовки?

-Главное условие успешного поступления – хорошее владение школьным материалом, желание учиться, интерес к наукам, особенно к выбранной специальности. И, конечно, трудолюбие, упорство. Я бы очень просил абитуриентов не бояться: в МГУ поступают самые обычные школьники, из далеких городов и весей. И они сдают экзамены не хуже, чем выпускники спецшкол и лицеев. В целом вопросы, которые задают абитуриентам, находятся в рамках школьной программы. Просто на естественных факультетах на задачи надо уметь посмотреть со всех сторон, а в гуманитарных науках ценится творческий подход. И когда 10 человек претендуют на 1 место, преподаватель старается выявить возможности абитуриента. Если у вас есть своя точка зрения и вы можете ее отстаивать – не бойтесь делать это! Проявляйте свою индивидуальность – преподаватель обязательно это оценит. Еще я бы посоветовал взять справочник МГУ и порешать задачи вступительных экзаменов прошлых лет. Если получается – можно смело приезжать.

-Как проходят экзамены в МГУ?

-Я сторонник творческого подхода в образовании, всегда настаиваю на живом общении с абитуриентами. Надо разглядеть талант человека, может быть, не очень быстро отвечающего «да» или «нет», и развить этот талант. Нельзя предъявлять одинаковые формальные требования к выпускнику платного московского лицея, где преподают профессора, и к выпускнику сельской школы, где один учитель преподает и физику, и математику, и химию.

На вступительном экзамене в МГУ вовсе необязательно все знать и быстро писать ответ. На экзамене, который длится 3-4 часа, профессор пытается прежде всего понять, как студент мыслит. В этом и состоит преимущество очного испытания: необязательно быть "натасканным", как раз наоборот, задача преподавателя в том, чтобы отличить "натасканность" от понимания и реального знания. По-моему, нам это удается.

-Какие льготы при поступлении в МГУ имеют победители олимпиад?

-Всероссийская олимпиада (пятый этап) проводится Министерством образования и науки РФ. Ее победители зачисляются без экзаменов на любой факультет.

Победителю окружной Олимпиады (четвертый этап) по соответствующему предмету засчитывают результат как высшую оценку за вступительный экзамен. Остальные экзамены он сдает вместе со всеми. Если школьник участвовал в двух или трех олимпиадах и получил высшую оценку по всем экзаменационным предметам (на данный факультет), то все они засчитываются ему как вступительные.

Победителям региональных олимпиад (третий этап) результаты засчитываются по схеме окружных. Такой статус имеют и некоторые областные олимпиады. "Ломоносов" и национальный проект "Покори Воробьевы горы" тоже приравнены к третьему этапу.

-На каком факультете в этом году ожидается самый высокий конкурс?

-Думаю, что основное соревнование в этом году пройдет на "маленьких" факультетах, где всего 15–25 мест. По-прежнему высоким останется конкурс на мехмате, экономическом, факультете вычислительной математики и кибернетики. Специалисты данного профиля всегда в цене.

-Выпускники МГУ всегда востребованы работодателями. Что это – сила бренда или так оперативно разрабатываются новые программы подготовки?

-Мы стараемся, чтобы все наши студенты, в том числе и те, которые учатся по новым специальностям (PR, маркетинг и др.) получали всестороннюю подготовку: и философскую, и политологическую, и историческую, и математическую. Даже современные специальности требуют к себе серьезного фундаментального подхода.

Бренд, наверное, играет определенную роль на этапе выбора вуза абитуриентом. Однако сейчас не те времена, когда на этом можно долго продержаться. Свою состоятельность, свой профессионализм нужно постоянно подтверждать, иначе очень скоро и самого бренда не останется.

 О качестве образования

-Почему работодатели недовольны тем, что молодых специалистов приходится доучивать и переучивать?

-В этом нет ничего нового и тем более ничего бросающего тень на вуз. Если мы возьмем, к примеру, производственную сферу, то последние 10-15 лет наши предприятия, как государственные, так и частные, приобретают иностранное, а не отечественное оборудование. Чтобы оно функционировало, надо учить специалистов на нем работать. Но такого оборудования в вузах нет, а студенческая производственная практика из-за отсутствия средств давно вычеркнута из учебных программ.

Выход в том, чтобы оборудование поступало в вузы, а госпредприятия и частные корпорации возобновили бы производственную студенческую практику. Необходимо также проводить внутреннюю и внешнюю экспертизу вузов, в том числе со стороны бизнеса.

-Могут ли негосударственные вузы дать качественное образование?

-За последние годы у нас в стране появилось более 3200 новых университетов и филиалов! Тогда как во всем Советском Союзе их было всего 650. Конечно, это сказывается на качестве образования. В сомнительном учебном заведении молодой человек не получает глубоких знаний, а просто «отсиживает» несколько лет. Это печально. Называются такие вузы «университетами», да еще "международными", и дипломы их – гособразца...

Вуз должен пройти длинный путь развития: университетом он становится спустя сто лет со дня основания. Например, у таких негосударственных университетов, как Беркли, солидный возраст, и они играют выдающуюся роль в жизни американского общества. Наша ошибка в том, что мы за несколько лет создали множество негосударственных вузов, объявив их университетами. Мне известны случаи, когда в одном регионе появлялось до сотни юридических вузов и в каждом работали десятки профессоров, докторов юридических наук. В то время как в регионе реально было всего два доктора юридических наук. Конечно, такие университеты не могут дать качественное образование.

Необходимо совершенствовать процесс лицензирования, аттестации, аккредитации негосударственных вузов, чтобы из общей массы выделить именно те, которые окажутся жизнеспособными. Одновременно надо повышать требования и к государственным вузам.

-Что такое, по-Вашему, "элитное образование"?

-В моем представлении элитность вуза – это прежде всего его научный потенциал и качество подготовки специалистов. В МГУ, например, около десяти тысяч кандидатов и докторов наук, уникальные научные школы. Недавно мы провели интересное исследование: ведущие математики, которые преподают в лучших вузах мира, сравнили учебные курсы МГУ и ряда зарубежных университетов. И оказалось, что только на мехмате МГУ курсов больше, чем их суммарное количество в нескольких университетах!

Безусловно, и к поступающим приходится предъявлять серьезные требования. Однако речь идет исключительно об отборе самых способных абитуриентов, а не тех, кто может больше заплатить. Образование для таких ребят – элитное образование для настоящей интеллектуальной элиты – должно быть бесплатным.

-Стоит ли ехать учиться за рубеж?

-Качество подготовки, например, в Московском физико-техническом институте или Новосибирском университете не ниже, чем в Хельсинки или в Эдинбурге. Выпускниками МИФИ и НГУ заполнены лаборатории Силиконовой долины – а это кое-что значит...

Марина Гончарова, "Куда пойти учиться".


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru