Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Тесленко Д.Л. Ритуальные раскраски черепа в погребениях ямной культуры // Северо-Восточное Приазовье в системе евразийских древностей (энеолит - бронзовый век): Материалы международной конференции. - Донецк, 1996. - Ч. 1. - С.28 - 30.

           В результате многолетних исследований археологической экспедицией ДГУ в Днепровском Надпорожье и правобережном Предстепье были открыты 20 погребений ямной культуры, отличительной чертой которых является раскраска костей черепа.
           Для населения последней обычно применялась охра ярко-красного цвета, причем характер размещения изображений на поверхности черепа, включая темную, затылочную и височную кости, позволяет предполагать использование раствора охры. Невыясненным остается вопрос - производилась окраска посмертно при наличии мягких тканей или через определенный промежуток времени, после естественной мацерации.
           Самой распространенной композицией являются горизонтальные полосы, окрашивающие лобную часть (Кисличеватая III, 4/2, Малозахарьино 1/7, Звонецкое 23/2, 23/14 и др.), реже встречаются U - образные изображения (Жовтневое I, 3/7, Терноватка 1/3), овальные пятна над и под глазницами (Терноватка 1/4, Боровковка 1/7). Интересный рисунок на лобной кости умершего из п.З, к.7, гр.II у с.Григорьевка, состоявший из двух параллельных полос узкого очелья с шестью каплевидными "подвесками" и широкой ленты (Ковалева и др., 1989), а также изображение фигуры с шестью выступами в сочетании с полосами над и под глазницами из п.7, к.1 у с.Боровковка (Ковалева, Шалобудов, 1992). Аналогии ритуальным раскраскам черепа в ямных памятниках степей Восточной Европы немногочисленны. К ним относятся п.11, к.2, гр.III у с.Лакедемоновка и п.5 к. 15 у Мехзавода в Ростове, где черепа "были расписаны охряными полосами" (Ильюков, Казакова, 1988).
          Наиболее ранним проявлением данного феномена можно считать раскраски черепов из погребений VIII-VII тыс. до н.э., обнаруженных в Иерихоне (докерамический неолит А) (Антонова, 1990). Несколько позднее - середина VII- середина VI тыс. до н.э. - подобный обычай оформления поверхности черепа имел место в Чатал-Хююке (Антонова, 1990). Примечательно, что указанные случаи раскраски черепов обычно происходят из погребений со следами погребальных масок.
           Сказанное вполне соотносится с материалами Северного Причерноморья и Приазовья. Так в п.1, к.11, гр.II у с.Григорьевка глазницы и грушевидное отверстие погребенного были заполнены смолистым веществом, на лобной кости фиксировалась полоса, нанесенная охрой. В катакомбном погребении № 4 к.7 у с. Марьяновка на Николаевщине глазницы и носовая полость скелета были заполнены охрой с мелкими С. 29. угольками, а по переносице была проведена полоса алой охрой (Довженко, Солтыс, 1991). Да и сама раскраска, как предполагают исследователи, могла являться деталью несохранившейся погребальной маски (Ильюков, Казакова, 1988).
           Вопрос о высоком социальном статусе погребенных с масками в
катакомбной КИО в настоящее время решен практически однозначно (Ковалева, 1989; Пустовалов, 1989, 1992; Марина, 1990, 1995; Отрощенко, Пустовалов, 1991). Анализ ямных погребений с раскраской черепов свидетельствует в пользу их неординарности. Лишь 4 из 20 захоронений не сопровождались насыпями или досыпками, объем могильных сооружений в большинстве превышают обычные для так называемых "рядовых" погребений (табл.:1-№ п/п; 2-погребение, 3-наличие насыпи, 4-объем входной ямы, 5-объем могилы, 6-поза, 7-ориентация, 8-возраст, 9-антропологические определения), а в оформлении могил представлены раскраска стен охрой, устройство специальных изголовий, сложные подстилки на дне. Инвентарь рассматриваемых погребений представлен сосудами, бронзовым ножом, кремневым наконечником стрелы, деревянными изделиями и костяными пронизями. Особого внимания заслуживает находка в п.2 к.1 у с.Малозахарьино остатков кожаной сумки, внутри которой находились два разбитых в древности человеческих черепа. Антропологические определения показывают преобладание среди погребенных мужчин в возрасте от 20 до 35 лет.
           Все вышесказанное позволяет предполагать принадлежность погребенных с раскрасками черепов к высшей страте ямного общества.

           С. 30.


 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru