Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Супруненко А.Б. О Федоровском идоле и кургане // Охорона і дослідження пам'яток археологіЇ Полтавщини: Третій обласний науково-практичний семінар: Тези доповідей. - Полтава, 1990. - С.80 - 86.

           Антропоморфные стелы эпохи раннего металла с богатой иконографией выявляют сравнительно редко. Что же касается скульптур с изображениями наи-большей сложности, то их находки вообще единичны. Для предстепий Средне-днепровского Левобережья обращает на себя внимание группа уникальных об-разцов монументальной скульптуры эпохи палеометалла - идолов из Керносов-ки, Натальевки и Федоровки, обнаруженных в нижнем течении рр. Орели и Са-мары.
           С. 81. Идол из с. Федоровна Карловского района Полтавской обл. - наи-более северная находка стелы с богатой иконографией на Левобережье, обнару-жен в 1,35 км к юго-востоку от села, на второй надпойменной террасе левого бе-рега р. Орчик, поблизости от распахиваемого кургана. В 1979 г. стела перевезе-на в Полтавский краеведческий музей, где ныне экспонируется (Супруненко, 1986, с. 49; 1988, с. 3 - 4).
           Изваяние изготовлено из плиты песчаника подпрямоугольной формы, су-жающейся книзу. Ее высота 133 см, ширина в плечах 51 см, в нижней части 30 см, толщина 15 - 21 см. Лицевая и оборотная стороны плоские, боковые закруг-лены. Гравированные изображения покрывают верхнюю часть стелы. Основание выделено уступом, утолщено и грубо обработано, что является свидетельством установки изваяния в грунте в вертикальном положении (Телегін, 1971, с. 3 - 4). Рисунки, нанесенные на стелу, выполнены при помощи орудия в виде нешироко-го зубильца, с подшлифовкой поверхности скульптуры. Изображения лицевой плоскости исполнены, преимущественно, в технике невысокого (0,3 - 1 см) ре-льефа, оборотной - контурного углубленного рисунка (канавка различной шири-ны глубиной 0,5 - 2 см), боковых - в смешанной технике (рис. 7, 1 - 4). Голова и правое плечо скульптуры отбиты в древности.
           Сохранившееся левое плечо стелы украшено двумя разделенными на-сечками валиками, образующими полуовалы. Канавкой изображение отделено от выступа головы. Лицевая плоскость. Выступ головы отделен рельефным ва-ликом. На уровне груди проведена прямая горизонтальная канавка. Ниже - изо-бражение рук, согнутых в локтях, частично занимающих и боковые стороны сте-лы. Кисти рук находятся на одном уровне: левой расправлена и прижата ла-донью к груди, правой - сжимающая стрелу (?) острием вниз. Выше левой руки - изображение предмета в виде валика (остатки рисунка лука с тетивой - ?). Под руками помещено изображение брюшной диафрагмы. В центре расположена сце-на при участии человека и животного. Мужчина (обозначен фалл) изображен с поднятыми вверх руками, выделенными рельефом стопами ног и прямым длин-ным хвостом. Человек развернут в сторону животного, изображенного в профиль с опущенной головой и длинным хвостом. Рядом с ними - круглое углубление в виде пупа, обрамленное валиком. С. 82. За поясом, проходящим через все сто-роны стелы, находится вислообушный топор, обух которого повернут к центру.
           На оборотной стороне идола изображен ствол - "позвоночник" с отхо-дящими от него под углом 70° вверх "ребрами" - канавками, образующими древо жизни. Его основанием является дуговидное углубление в виде ягодичной об-ласти человека. В верхней части, у вертикального ствола, находится изображе-ние прямой палки- посоха с 13-ю нарезками вверху. Пояс на оборотной стороне стелы пересекают контуры стоп ног человека носками вверх. На поясе обозна-чены углубленными кольцами справа семь отверстий.
           На боковых сторонах стелы показаны полосы, являющиеся продолже-нием линий оборотной плоскости, только изображенных сломанными под углом к параллельным канавкам-"ребрам" оборотной стороны.
           Изображения, помещенные на стеле, имеют иконографические аналогии среди ряда скульптур эпохи раннего металла (Араканцево, Баратовка, Казанки и др. стелы Крыма, Плачидол. Трояиы, Хаманжия и др.). Наиболее близки рассмат-риваемому изваяния из Керносовки, Натальевки, Новоселовки. Яркой и своеоб-разной на идоле является сцена с изображением человека-шамана с хвостом с поднятыми вверх руками. Обозначение фалла - свидетельства культа плодоро-дия - для мужского начала непосредственно связывается с астральными культа-ми (Кушнарева, Чубинишвили, 1970. с. 166). Помещенное рядом изображение животного рассматривается как изображение коня, чему не противоречат его де-тали: пропорции тела и длинный хвост. Такие рисунки известны на плитах Ка-менной Могилы и Усатовского кургана, идоле из Керносовки. Композиция может обозначать сцену поклонения коню-посреднику между землей людей и небом предков, небесному коню, связанному с солнцем и плодородием, а также быть отражением какого-либо тотемического обряда, бытовавшего в среде скотово-дов Левобережья.
           Антропоморфность Федоровского идола подчеркивается помещением на статуарное изображение ряда доминирующих человеческих признаков - утра-ченного выступа головы, наличии плеч, изображений рук, брюшной диафрагмы, пупа. Все это, дополненное изображениями символов власти - пояса и топора - является воплощением образа представителя верховной власти - С. 83. жреца или вождя, наделенного жреческими функциями или же, вероятно, одного из важнейших божеств.
           На оборотной плоскости стелы помешен ряд изображений, связанных с древним индоевропейским мифом о посещении жрецом или вождем мира пред-ков и возвращении его назад в виде предка-покровителя (Новицкий, 1990) типа известного Пуруши (Чмыхов, Довженко, 1987, с. 135-138). В набор необходимых для этого культовых средств входят посох и контуры стоп (Алексеева, 1990), ин-терпретируемые рядом исследователей как реальное воплощение дающего жизнь солнечного божества (Ричков, 1982, с. 64 - 69; Титова, 1982, с. 12-14) или символизирующего превращение человека в существо высшего порядка (Алек-сеева, 1990). Интересно, что обращенные кверху носки стоп, видимо, свидетель-ствуют именно о возвращении с "того света" изображаемого. Положение стоп, пересекающих пояс, символизирует определенную связь изображений стоп-сим-волов великого божества плодородия, господствующих форм хозяйствования и власти (Титова, 1982, с. 14). Вместе с тем дополнительные признаки антропо-морфности - наличие ребер - это не только элементы того же мифа об уходе из мира живых (Новицкий, 1990), но и своеобразная кодировка пространственно-временной связи этих явлений. "Ребра" - канавки оборотной плоскости продол-жаются с изломом (повторяя очертания человеческой фигуры) на боковых сто-ронах, достигая лицевой грани (рис. 7,1), как бы связывая мир создателей из-ваяния с миром предков. Изображения "позвоночника" и "ребер" при рассмотре-нии воспринимаются как древо жизни с характерным трехчленным делением: корни (ладьевидное углубление) - ствол - ветви, соответствующими миру пред-ков ("тому свету"), настоящему творцов изображения и их космогоническим представлениям.
           С открытием календарных основ росписи памятников монументальной скульптуры эпохи палеометалла Восточной Европы (Дворянинов, 1980, с. 42 - 52) стал возможен анализ графических изображений при помощи методики, раз-работанной для позднепалеолитической графики, используя которую обнаруже-ны древнейшие в мире календари (Фролов, 1974, с. 41 - 48, 118-146). Рассмат-ривая древо жизни на Федоровском идоле, С. 84. удалось проследить опреде-ленные календарные основы символики графического изображения как и на ря-де др. памятников (Дворянинов, 1980, с. 48; Шилов, 1982, с. 33 - 34).
           Сумма линий-канавок с левой и правой сторон древа жизни составляет 27. Это отвечает количеству суток драконического месяца (Климишин, 1985, с. 34 - 36). Суммы линий слева и справа (учитывая изломанные под углом канавки боковых сторон) составляют соответственно 26 и 28, которые при сложении еди-ницы (графически ствол древа) будут составлять 27 и 29. Это, как известно, от-вечает количеству суток в драконическом и синодическом месяцах лунного го-да. С правой стороны древа - сумма линий 28, то есть количество суток в усред-ненном месяце (27 + 28).
                                      2
Общее количество линий, которые не доходят к стволу справа, - 12 (учитывая нижнюю изломанную дважды, 13), слева - 6. В сумме 6 и 12 составляют 18, что отвечает количеству безмесячных ночей лунного года. Интересно, что умножив суммы линий справа - 28 и 12, - мы получаем 336, что составляет количество лунных ночей в лунном году из 354 суток. Заметим, что общая сумма линий, ко-торые доходят вверху к стволу, вместе с последним, составляет 55 и отвечает числу дней, показывающих отставание лунного года от солнечного за 5 лет. При-веденная интерпретация не безупречна, но присутствие календарных основ в графике древа жизни безусловно.
           Таким образом, Федоровская стела - это скульптура божества с телесны-ми атрибутами человека (Штернберг, 1936 с. 38), соответствующая комплексу представлений о первопредке - герое древних индоевропейцев (Пуруша), яв-лявшемся символом и законом существования Вселенной и общества, верхов-ным родоплеменным божеством, двойником знатного погребенного и проводни-ком его души в мир богов (Чмыхов, Довженко, 1987, с. 138). .Этому не противо-речит и наличие на оборотной стороне идола элементов календарной графики - символов времени, видимо, входящих в круг процессов, руководимых божест-вом, фиксирующих временные ориентиры, необходимые для достижения "того света" и возвращения назад. Не исключено также, что изображения на стеле яв-ляются отражением представлений древнего населения Левобережья об умираю-щем и вновь возрождающемся божестве.
           С. 85. Большинство стел левобережного Поднепровья связывается иссле-дователями с памятниками ямной и катакомбной культурно-исторических об-щностей (Довженко, 1989, с. 66 - 67; Формозов, 1969, с. 179-180 и др.). Датиров-ка идолов с богатой иконографией не выходит за пределы конца III - начала II тыс. до н. э. На более точную дату - в рамках первой четверти II тыс. до н. э. - указывают аналогии изображенного на стеле каменного вислообушного топора, имевшие распространение в среде позднеямных и кеми-обинских племен Юга Украины.
           И хотя курган был частично нарушен сурчиной, исследования 1988 г. да-ли определенные результаты. Курган высотой 1,32 м и диаметром 38 м содержал 6 погребений - ямное, катакомбное и 4 срубных. Его насыпь сооружалась из чер-нозема в два приема, Первичная насыпь возведена над погребением 5 ямного времени и имела высоту 0,95 м при диаметре 22 м, отличалась сильно уплотнен-ным грунтом поверхности, которая была усыпана мелкими комочками охры. На ней в дерне выявлены костяная деталь музыкального инструмента типа "флейты Пана" и кости лошади. Вокруг древнего кургана был вырыт ровик шириной 0,4 - 0,8 м и глубиной до 0,4 м с округлым дном, прослеженный с севера и юга. В вос-точной поле обнаружены остатки установленного вертикального деревянного шеста диаметром 6 см. Последующая досыпка связана с катакомбным погребе-нием 3, произведенным практически с вершины первичной насыпи. Центральная часть кургана изрыта, в т. ч. землероями.
           Основное погребение 5 находилось у центра первичной насыпи на глуби-не 2,22 м от репера. Оно было совершено в материковой подпрямоугольной в плане яме размером 1,55 х 2,1 м, ориентированной по линии СВ - ЮЗ, опущен-ной с уровня древней поверхности на глубину 0,92 м (рис. 7, 5). Яму широким кольцом окружал смешанный выкид (3-В) размером 5,6 х 7,8 м С. 86. мощностью до 0,4 м. На древней поверхности в основании выкида обнаружены части тел позвонков лошади и овцы, под выкидом - венечная кость фаланги пальцев ло-шади. Поверхность выкида была усеяна обломками мелких животных костей и угольками. В заполнении ямы находился чернозем значительной плотности, уто-птанный при засыпке. Остатков перекрытия и погребенного не выявлено.
           Продольные отвесные стенки ямы сужались к западу, придавая ей "сте-ловидную" (отдаленно напоминающую антропоморфную) форму в плане. К юго-западной стенке погребальной ямы примыкала круглая в плане материковая яма диаметром до 1 м, также опущенная с уровня древнего горизонта на глубину 0,97 м (рис. 7, 5). Ее стенки плавно сужались книзу, переходя в округлое дно. В заполнении чередовались прослойки чернозема и суглинка толщиной 3 - 4 см, на поверхности которых отмечались следы увлажнения в виде затеков (рис. 7, 6). Всего прослежено 5 пар таких прослоек.
           Образуя "антропоморфное" в плане сооружение, ямы погребения 5 слу-жили культовым целям, являясь кенотафом. Вероятно, над ними совершались определенные обряды, связанные в т. ч. с жертвоприношениями. Это не проти-воречит высказанной гипотезе о характере назначения Федоровского идола и предназначении всего комплекса первобытному храму, связанному с обрядом погребения первопредка-двойннка вождя или жреца с целью совершения "путе-шествия" последнего в мир богов и предков и его возвращения оттуда. На при-надлежность комплекса позднеямному времени указывают находки фрагментов лепной керамики в насыпи кургана, ориентация и форма ямы погребения 5.
           Комплекс кургана со стелой с богатой иконографией у с. Федоровка на р. Орчик является уникальным памятником племен ямной культурно-исторической общности и ярким свидетельством идеологических представлений населения Среднеднепровского Левобережья в начале раннего бронзового века.

Рис. 7. Федоровский идол: лицевая, левая, обратная и правая стороны. 5 - план погребения 5 Федоровского кургана, профиль ямы и 6 - разрез заполнения "жертвенной" ямы погребения 5.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru