Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Пустовалов С.Ж. К вопросу о наличии знаковой системы у населения катакомбной общности Северного Причерноморья // Северо-Восточное Приазовье в системе евразийских древностей (энеолит - бронзовый век): Материалы международной конференции. - Донецк, 1996. - Ч. 1. - С.44 - 46.
           Катакомбное общество Северного Причерноморья, формировавшееся под эгидой ингульского населения, демонстрирует многие черты, которые сближают его с раннеклассовыми образованиями. Среди них - наличие сложного этносоциального организма в пределах распространения ингульской культуры, территориальное разделение труда, выделение центра и периферии в этом образовании. Сосредоточение в узком локальном районе погребений высшей знати, воинов, ремесленников, а также основных святилищ; специализация знати на воинскую, светскую и жреческую с совмещением всех трех функций в одном лице на высшем уровне иерархии; появление специальных обрядов для погребения знати: многокамерные могилы, повозки и т. д. Наконец, наличие в этом сложном образовании системы и межэтнической эксплуатации.
           Среди археологических признаков государственности в катакомбном обществе Северного Причерноморья не выявлены, пожалуй, лишь городские образования и письменность. Учитывая, что в катакомбном, в т. ч. и в ингульском, обществе превалировало скотоводческое направление экономики, ожидать находку протогорода не приходится. Известные на сегодняшний день укрепленные поселения - это, видимо, прежде всего все же убежища, что не исключает и некоторого постоянного населения.
           Вопрос же о наличии хоть каких-либо зачатков письменности в отношении катакомбного населения даже и не ставился. Между тем, развитая пиктография срубного населения известна сравнительно хорошо С. 45. (Формозов, Отрощенко и др.). Она возникает как бы на пустом месте от ничего, и трудно предложить, что ее прототипы не могли существовать у предшествующего населения. Однако долгое время оснований для подтверждения этого предложения не появлялось.
           В первой полдовине 80-х гг., благодаря раскопкам Запорожской экспедиции на р. Молочной, в которой принимал участие и автор, было получено большое количество погребений высшей катакомбной знати. Одним из признаков этих катакомб была роспись по дну погребальных камер. Среди изображений преобладали контурные рисунки человеческих стоп, выполненные густой жидкой охрой. Такие рисунки достаточно широко представлены в ингульской культуре. Смысловая нагрузка и ареал их довольно хорошо изучен (Рычков, 1982, Довженко, Солтыс, 1991). Как правило, они наносились на циновки или другие органические покровы. Иногда встречаются и зооморфные изображения. Среди них - змеевидные (Санжаров, 1989). В кургане №3 у с. Виноградное Токмакского р-на, в погребении 30 было обнаружено нарисованное на полу камеры изображение длинного животного на низких лапах с острыми ушами, торчащими вверх, и длинной мордой. В другом погребении этого же кургана на коже были нанесены очертания крупного животного типа лошади. Хорошо видны детали упряжи. Последний из описанных рисунков был нанесен красной краской, представлявшей тонкую чешуйку в разрезе. Т. е. технология его нанесения была совершенно отличной от рисунков стоп.
           Особый вид изображений из катакомбных могил представляют абстрактные рисунки - символы. Они также нанесены тонким слоем красной краски, чаще всего на кожу. Зафиксированные еще в начале 80-х гг., они долгое время рассматривались лишь как фрагменты каких-то сюжетных изображений, не дошедших до нас полностью. Однако хорошая их сохранность не позволила считать эти рисунки только фрагментами. Среди символов очень часты - С-видные, шевроны, черточки, волнистые линии, а-видные и А-видные, кресты прямые и косые, круги с отходящими усиками, треугольники, зигзаги-молнии и ряд других, более сложных, изображений. Всего зафиксировано более 30 различных символов. Наносились они, как правило, без определенной системы, что подтверждает мысль М. Гимбутас о ритуальном характере этих знаков. Возможно, что они наносились не одновременно, в течение определенного времени.
           Сопоставление выявленных катакомбных знаков с доиероглифическим письмом Двуречья показало, что совпадают всего лишь чуть более 1 % знаков. Несколько больше совпадений у катакомбных знаков-символов со знаковой системой культуры Винча (18 %). Причем, здесь близка и сама стилистика нанесения знака. Почти все катакомбные С. 46. знаки присутствуют в срубной пиктографической системе. Здесь совпадение более 50 %.
           Таким образом, катакомбное население имело определенную систему абстрактных символов, которая является подосновой аналогичной срубной системы. Учитывая некоторое сходство с Балканской протописьменностью, можно предполагать, что катакомбная тяготеет к европейской системе больше, чем к Месопотамской. Отсутствие длительное время пиктографических памятников в катакомбах эпохи бронзы объясняется, видимо, тем, что материалом для нанесения подобных знаков служила хорошо выделанная кожа. И лишь на позднем этапе катакомбное население стало употреблять керамику (Тощев, 1995). Вполне вероятно, что пиктография у катакомбного населения была связана со жреческой деятельностью.
           Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в катакомбном обществе присутствует еще один археологический признак государственности. Конечно, следует учитывать, что находится он еще только в зародышевой стадии.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru