Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Потапов В.В. Об одной группе погребений из Саратовского Поволжья // Степи Евразии в древности и средневековье: Материалы Международной научной конференции посвященной 100-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова. - Книга I. - Санкт-Петербург, 2002. - с. 213-216.

           М.Г. Мошковой опубликовала украшения из погребения 2 кургана 8 у с. Ровное (раскопки И.В. Синицына). Это бронзовые бляшки - восьмерковидные, круглые нашивные и полусферическая пуговица с обратной петелькой [Мошкова, 1963, с.16, табл. 32,38-40], обычные для памятников черногоровской культуры. Восстановить этот комплекс достаточно полно удалось с помощью М. А. Изотовой по дневниковым и отчетным данным, хранящимся в Саратовском архиве.
          Погребение было впущено в насыпь кургана в 3,3 м. северо-западнее его центра, на глубину 0,65 м от поверхности. Костяк лежал вытянуто на спине, черепом к югу (рисунок 17). По дну отмечены темные следы от подстилки. Находки были сосредоточены в районе черепа,

С.214.

1-16 - погребение 33 грунтового могильника у с. Новопривольное; 17-22 - погребение 2 кургана 8 у с. Ровное; 23-25 - погребение 5 кургана 3 у с. Букатовка.

С.215. шейных позвонков и на груди. Среди них три восьмерковидные бляшки (рисунок18) и "спиралевидные украшения из тонкой желобчатой пластинки", которые, скорее всего, располагались у черепа. На груди находились (две?) выпуклые бляшки с парными отверстиями для пришивания (рисунок, 19,20). Кроме того, была найдена "бронзовая круглая сферическая бляшка со штифтиком для прикрепления к ремню" (рисунок, 21). Вокруг шеи и черепа обнаружены 22 бусины из сурьмы, а на правом плече - наконечник стрелы со скрытой втулкой и плавным очертанием пера (рисунок, 22). В дневниковых зарисовках имеются не упомянутые в тексте украшения в виде обойм или спиралей.
           Несмотря на то, что ряд вещей находит себе аналогии в черногоровских памятниках, погребальный обряд отличается от черногоровского. Вытянутое на спине положение погребенных в позднейших предскифских и предсавроматских могилах не редкость. Однако описанные выше бляшки разных типов встречаются почти исключительно в захоронениях ранней группы, содержащих, как правило, скорченные костяки. В Северном Причерноморье и на Нижнем Дону в предскифскую эпоху изредка встречается южная ориентировка погребенных, а в Поволжье она, насколько мне известно, ни разу не зафиксирована. Вытянутые же на спине головой к югу погребения исследованы все в том же саратовском Поволжье. Это погребение 33 грунтового могильника у с. Новопривольное [Дремов, Семенова, 1998, с.101, табл. XXVII] и погребения 5 кургана 3 у с. Букатовка [Ляхов,1994, с. 84-85, рис. 2,19-22; Дремов, Семенова, 1998, с.101, табл. XXVII; Тихонов, Якубовский, 1999, с.162-166, рис. 3,7-9], датированные авторами публикаций "киммерийским" временем. Здесь погребенные были уложены вытянуто на спине и ориентированы на юг с отклонение к востоку. Инвентарь представлен украшениями или предметами вооружения. Они отличаются от погребений степей Восточной Европы начала раннего железного века не только по обряду, но и по находкам стрел: металлической из Ровное -8-2 и костяных из Новопривольное-33. Такие стрелы неизвестны в черногоровской культуре, но встречаются за ее географическими пределами. Все это делает необходимым поиск культурных соответствий этим погребениям, с одной стороны, а с другой - требует более пристального хронологического анализа происходящих из них находок и расширения круга аналогов (1).
           Так, восьмерковидные бляшки, однотипные найденным у с. Ровное, курган 8, погребение 2, известны не только в черногоровских комплексах, но и в инокультурных, более ранних памятниках [Аванесова, 1991, с. 65; Павлов, 1995, с. 47-56, рис. 1,1,3,4,6; Халиков, 1980, табл. 54,8,60,132]. Точно так же и нашивные бляшки, подобные ровненским, встречаются в более раннюю эпоху. Они появляются еще в абашевских памятниках [Малов Н.М., 1992, с. 35-36], и, судя по их находкам в андроновских комплексах [Маргулан и др., 1966, с. 107, рис. 12; Аванесова, 1991, с. 64-65, рис. 49; и др.], непрерывно бытуют до финала поздней бронзы [Матющенко, 1974, рис. 17,12, 74,4; Халиков, 1980, с. 49, табл. 54,1; Зданович, 1988, табл. 10 Г,7; Березин, Калмыков, 1998, с. 59, рис. 9,3] и начала раннежелезного века


1. Предваряя такой анализ, необходимо отметить некоторую нестыковку систем абсолютного датирования памятников финальной бронзы - раннего железного века, применяемых для восточных и западных культур. Иными словами, со-гласно используемым для территорий Северного Причерноморья, Дона и Северного Кавказа хронологическим разработкам А.И. Тереножкина и Г.И. Смирновой [Тереножкин, 1976, с. 196-197, 206-207; Смирнова, 1976], граница между эпохами бронзы и железа близка рубежу X и IX вв. до н. э. В работах, посвященных памятникам и культурам, расположенным восточнее Волги, эта граница проводится где-то в начале VIII в. до н. э. Небезуспешная попытка синхронизировать по металлическим изделиям культуры "валиковой" керамики с памятниками XII-X вв. до н.э., предпринята Н.А. Аванесовой [Аванесова, 1990, с. 92]. Важно то, что существование различных хронологических схем не свидетельствует об асинхронности рубежа эпох бронзы и железа для восточных и западных культур.
          
           Главным хронологическим индикатором для погребения у с. Ровное, курган 8, погребение 2 является наконечник стрелы. Наконечники этого типа достаточно широко распространены в памятниках конца эпохи бронзы Казахстана, Средней Азии и Алтая. Их находки известны на поселениях различных культур: амирабадской [Итина, 1977, с. 160-161, рис.78,17], алексеево-саргаринской [Черников, 1960, с. 44, табл. XXXVI,3,5; Маргулан, 1979, с. 213, рис. 161,9; Зданович, 1988, табл.10,8,10; Демин, Ситников, 1999, с.27, рис.2,7,8], а также из донгальского горизонта поселения Кент [Варфоломеев, 1987, c. 62, рис. 6,4]. Есть они и на могильниках этого времени [Маргулан, 1979, рис. 93,1; Маргулан и др., 1966, с.270, табл.LIV,5; Итина, 1992, с.35, табл. 2,7,а-б]. Единственная находка таких стрел, связываемая с началом раннего железного века, происходит из поселения Куюсай [Вайнберг, 1979, с.42-43, табл.XII,6-9]. Однако, все происходящие оттуда архаичные разновидности стрел представляют собой подъемный материал [Медведская, 1972, с.85], что ставит под сомнение их связь с памятником. Не может свидетельствовать о поздней дате и находка на поселении Кент, так как, по моему мнению, памятники нурского и донгальского типов относятся к самому финалу поздней бронзы, не выходя за его рамки [Потапов, 2001]. Так же датируется и комплекс из Ровного.
           Погребение 33 из Новопривольного содержало височное желобчатое кольцо из электра (рисунок, 2), бляшку-пуговицу с петлей на обороте (рисунок, 3) и набор костяных стрел удлиненной формы с невыделенным или слабо выделенным черешком (рисунок, 4-15). Морфологически наиболее близкие новопривольненской электровые подвески происходят из кобанских погребений XII-X вв. до н.э. Центрального Кавказа [Техов, 1977, с. 171, рис. 114,12,13]. Бляшка с маленькой петлей на обороте сходна с экземплярами, изредка встречающимися в степи в белозерскую эпоху. Однако щиток ее более крупный, чем у степных экземпляров. Похожие бляшки появляются в позднеприказанских памятниках и продолжают бытовать в раннеананьинских. По сечению пера среди стрел из этого погребения выделяются четыре типа: треугольные (рисунок, 10-13,15), линзовидные (рисунок, 6-9,14), прямоугольный (рисунок,4) и ромбовидный (рисунок, 5) [Дремов, Семенова, 1998, с.101, табл. XXVII]. Разновидности стрел с треугольным и четырехугольным сечением пера достаточно широко распространены как географически, так и хронологически [Эпоха бронзы..., 1987, с. 280, рис.106,2, с. 286, рис.111,31, с. 293, рис. 114,24; Горбунов, Обыденнов, 1975, с. 254-255, рис. 1,3; Троицкая, 1979; Иванов, 1984, с. 14, рис. 4,18,24-34, с. 33, рис. 9; Потемкина, 1985, с. 65, рис. 17,13, с. 133, рис. 49,2; С.216. Зданович, 1988, с. 105, рис. 41,7-15; Троицкая, Новиков,, 1998, с. 39-42, рис. 22, 1-41, 44, 52-55]. Наиболее типологически близкие стрелы известны в раннеананьинских памятниках в Волго-Камье [Халиков, 1977, с. 205, рис. 76,23,24; Патрушев, 1992, с. 48], однако, по наблюдению А.Х. Халикова этот тип наконечников появляется на маклашеевском этапе приказанской культуры [Халиков, 1969, с. 307, рис. 55, 157; Халиков, 1980, с.50, рис. 55,9]. Из этого же региона происходят аналогии и другому типу стрел из с. Новопривольное - листовидные, линзовидные в сечении, которые, однако, встречены в предананьинских памятниках [Халиков, 1969, с.307, рис. 55,156; Халиков, 1980, с. 50, табл. 55,8, 60,156]. Таким образом, погребения у с. Новопривольное и с. Ровное можно считать одновременными.
           Погребение Букатовка II курган 3, погребение 5 (рисунок, 23-25), идентичное по обряду двум предыдущим погребениям, может быть синхронизировано с ними по наличию нашивных бляшек с двумя отверстиями, аналогичных найденным в с. Новопривольное.
           Набор стрел свидетельствует не только о синхронности новопривольненского комплекса позднеприказанским памятникам, но и о его волго-камском происхождении, что было отмечено в публикации [Дремов, Семенова, 1998, с. 101]. В пользу этого говорит и расположение бляшки-пуговицы на черепе. Оно опять же характерно для Волго-Камья, где в конце поздней бронзы - начале раннего железного века такие бляшки входили в состав налобных венчиков или головных уборов [Халиков, 1969, с. 313-314, рис. 55,178; Халиков, 1980, с. 49, табл. 54,9; Патрушев, 1982, с. 189; Патрушев, Халиков, 1982, с.12, табл.7,2б, с.13, табл. 8,1з, 9,1а, с. 14, табл. 10,1в, и т.д.]. Большая часть украшений из с. Ровное, ровненские и букатовские нашивные бляшки обычны для налобных повязок Волго-Камья, оформляющихся в маклашеевское время [Халиков, 1980, с. 49]. Кроме того, обряд рассмотренной группы, резко отличающийся от господствующего в это время в степи, находит достаточно полные соответствия в обряде маклашеевских погребений [Халиков, 1980, с. 26-27].
           Необходимо отметить, что в финале эпохи поздней бронзы в степи постоянно ощущается маклашеевское влияние в виде проникновения отдельных вещей, как, например, кельтов с лобным ушком [Иессен, 1951, с.87, рис. 13; Потапов, 1993, с.218-219, рис. 1,1]. На поселениях Северского Донца отмечены "свидетельства контактов с приказанской культурой маклашеевского этапа" [Горбов, 1996, с. 20-21]. Известны в степной полосе Восточной Европы и другие материалы того же происхождения. Однако пока только в Саратовском Поволжье мы имеем свидетельства инфильтрации позднеприказанского населения, по крайней мере, отдельных его представителей.
           Проникновение в степь представителей северного населения является отражением тех процессов, которые происходили в Восточной Европе в эту эпоху. К XII в. до н. э. срубная культурно-историческая общность сходит с исторической арены. С одной стороны, эта общность на значительной части своей территории трансформируется в иные культурные образования, изучение и выделение которых находится в начальной стадии. Исключение, пожалуй, составляет выделенная в 80-е годы хвалынская культура [Малов, 1987]. С другой стороны, территории, занимаемые ранее срубными племенами, осваивает иное по происхождению население. С севера проникают бондарихинские и, чернолесские племена, с Северо-Западного Кавказа в низовья Дона переселяются кобяковцы. Появление в саратовском Поволжье маклашеевского населения явление того же порядка. Однако преждевременно говорить об освоении какой-то части этого региона носителями позднеприказанской культуры. Мы имеем на настоящее время лишь свидетельства о проникнове-нии отдельных таких носителей, но не о сплошном заселении каких-либо районов.

Список литературы

1. Аванесова Н.А. Культуры пастушеских племен эпохи бронзы азиатской части СССР (по металлическим изделиям). Ташкент. 1991.
2. Березин Я.Б., Калмыков А.А. Курган у с. Красногвардейское Ставропольского края // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. 1: Археоло-гия. Ставрополь. 1998.
3. Вайнберг Б.И. Памятники куюсайской культуры // Кочевники на границах Хорезма. Труды ТХЭ, вып. 1. М. 1978
4. Варфоломеев В.В. Относительная хронология керамических комплексов поселения Кент // Вопросы периодизации археологических памятников Центрального Казахстана. Караганда. 1987.
5. Горбов В.Н. Финал бронзового века Северо-Восточного Приазовья и некоторые проблемы региональных различий // Северо-Восточное Приазовье в системе евразийских древностей (энеолит - бронзовый век). Часть вторая. Донецк. 1996
6. Горбунов В.С., Обыденнов М.Ф. Находки костяных псалиев эпохи бронзы в Башкирии. // СА, 1975, № 2.
7. Демин М.А., Ситников С.М. Некоторые результаты археологических раскопок поселения Чекановский Лог I // Вопросы археологии и истории Южной Сибири. Барнаул. 1999
8. Дремов И.И., Семенова И.В. Материалы предсавроматского времени из Саратовского Поволжья // Проблемы археологии Юго-Восточной Европы. Тезисы докладов. Ростов-на-Дону. 1998
9. Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск. 1988
10. Иванов В.А. Вооружение и военное дело финно-угров Приуралья в эпоху раннего железа. М. 1984
11. Иессен А.А. Прикубанский очаг металлургии и металлообработки // МИА, 1952, № 30.
12. Итина М.А. История степных племен Южного Приаралья. М. 1977
13. Итина М.А. Ранние саки Приаралья. М. 1992
14. Ляхов С.В. Погребения эпохи поздней бронзы из Букатовских курганов // Срубная культурно-историческая область. Саратов. 1994
15. Малов Н.М. Покровско-абашевские украшения Нижнего Поволжья // Археология Восточно-европейской степи. Вып. 3. Саратов. 1992
16. Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата. 1979
17. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.И., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата. 1966
18. Матющенко В.И. Древняя история населения лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Часть 4: Еловско-ирменская культура. Из истории Сибири, вып. 12. Томск. 1974
19. Медведская И.Н. Некоторые вопросы хронологии бронзовых наконечников стрел Средней Азии и Казахстана // СА, 1972, № 3.
20. Мошкова М.Г. Памятники прохоровской культуры. САИ. Вып. Д1-10. М. 1963
21. Павлов П.Г. К реконструкции карасукского погребального костюма // Южная Сибирь в древности. С-Пб. 1995
22. Патрушев В.С. Налобные венчики Старшего Ахмыловского могильника. // СА, 1982, № 4.
23. Патрушев В.С., Халиков А.Х. Волжские ананьинцы (Старший Ахмыловский могильник). М. 1982
24. Потапов В.В. Погребения кобяковской культуры на станции Хапры // РА, 1993, № 3
25. Потапов В.В. О хронологии стоянок нурского типа // XV Уральское археологическое совещание. Тезисы докладов. Оренбург. 2001
26. Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М. 1985
27. Смирнова Г.И. Основы хронологии Основы хронологии предскифских памятников юго-запада СССР // СА, 1985, № 4
28. Таиров А.Д., Ульянов И.В. Новый памятник эпохи бронзы в северо-восточном Оренбуржье //Археологические памятники Оренбуржья. Вып. IV. Оренбург. 2000
29. Тереножкин А.И. Киммерийцы. Киев. 1976.
30. Техов Б.В. Центральный Кавказ ив XVI-X вв. до н. э. М. 1977
31. Тихонов В.В., Якубовский Г.Л. Новые памятники и отдельные находки киммерийского времени Саратовского Поволжья // Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 1997 году. Вып. 3. Саратов. 1999.
32. Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. Новоси-бирск. 1988
33. Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М. 1969
34. Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII - VI вв. до н. э.). М. 1977
35. Халиков А.Х. Приказанская культура. САИ. Вып. В1-24. М. 1980
36. Черников А.Х. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. МИА № 88. М-Л. 1960
37. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. М. 1987
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru