Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Писларий И.А. Проблемы изучения курганного обряда в эпоху бронзы на территории Донбасса // Актуальные проблемы охраны и исследования археологических памятников в Центральном Донбассе: Тезисы докладов областной научно-практической конференции. - Перевальск, 1988. - С.12 - 15.
           Типичнейшим видом изучения археологических памятников украинских степей, и в частности Донбасса, являются курганы - от небольших, в несколько метров диаметром, еле заметных насыпей до искусственных холмов высотой до 4 - 5 и более метров, расположенных в различных топографических условиях, но чаще всего на возвышениях.
           В связи с большими новостроечными работами в Ворошиловградской С.13. и Донецкой областях курганы в первую очередь подверглись наибольшему разрушению, что и обусловило необходимость их специального изучения экспедициями Института археологии АН УССР, ВУЗов и музеев гг. Киева, Ворошиловграда, Донецка и др. За последние два десятилетия раскопаны сотни курганов, что дало большой материал для исторических выводов о времени их сооружения, функциях, о народах насыпавших курганы и хоронивших в них.
           Появление древнейших курганов принято относить к началу бронзового века и связывать с ямной культурой. Однако, в ходе исследований выяснилось, что древнейшие курганные погребения относятся к энеолиту. Именно в конце медно-каменного века появляется обычай сооружения насыпей над могилой, а также устройство кромлехов. При этом выбор места и устройства погребений в конце энеолита аналогичны тому, как это делали в последующее время племена ямной культуры. Поэтому едва ли случайно совпадение мест захоронений поздних энеолитических и ямных погребений. Правда, насыпи над энеолитическими погребениями по сравнению с ямным столь незначительны, что исследователям не всегда удается их проследить.
           Считается, что обряд сооружения курганов (под курганами мы понимаем отдельную насыпь или значительную досыпку над погребением) характерен и для других культур эпохи бронзы Донбасса - катакомбной, многоваликовой керамики, срубной.
           Но это не совсем так. Существование курганных насыпей над погребениями культуры многоваликовой керамики было нами прослежено на большом конкретном материале (Писларий, 1982, 1983). Наличие у племен культуры многоваликовой керамики этого обряда мы объясняем возрождением ямных традиций, обусловленных выделением из среды населения катакомбной культуры потомков ямного этноса. Оно прослеживается по некоторым присущим для ямной культуры чертам, в том числе и по обряду сооружения курганных насыпей над захоронениями. Каждому погребению культуры многоваликовой керамики соответствует или отдельный курган или значительная досыпка к существовавшей ранее курганной насыпи.
           Для катакомбной культуры обряд сооружения курганов не совсем характерен. Все погребения этой культуры, как правило, впущены в полы курганов и имеют радиальную планировку. Лишь в очень редких случаях над некоторыми ранними и позднейшими погребениями в катакомбах сооружены курганные насыпи. Но поздние катакомбные погребения с насыпями, как мы уже отмечали ранее, - свидетельство возрождения в среде С. 14. катакомбной культуры элементов предшествующего ямного этноса, на базе которых складывалась культура многоваликовой керамики. Ранние же погребения в катакомбах, сопровождавшиеся курганными насыпями, относят к катакомбной культуре лишь на основе погребального сооружения, хотя инвентарь, находимый в них, ничем не отличался от инвентаря ямных погребений: яйцедонные сосуды, бронзовые ножи, шилья, тесла, серебряные подвески и т. д. В некоторых погребениях обнаружены и каменные стелы ямного типа. Внимательное изучение таких погребений приводит к убеждению, что это погребения ямной культуры, которые должны относится к позднейшему этапу ее существования и в которых нашел отражение процесс взаимодействия ямного этноса с пришлым населением катакомбной культуры.
           Для срубной культуры, также как и для катакомбной, не характерен обряд сооружения курганных насыпей. Погребения обычно впускаются в курганную насыпь. Те редкие случаи, когда над срубными погребениями исследователи обнаруживали курганные насыпи, на поверку оказались не вполне достоверными. Многие исследователи, следуя за В.А. Городцовым, традиционно относили к срубным и погребения культуры многоваликовой керамики. Теперь, когда нами установлены критерии для различия этих погребений, стало ясно, что так называемые основные срубные погребения оказываются погребениями культуры многоваликовой керамики.
           Следовательно, мнение о существовании в срубной культуре курганов с основными срубными погребениями несостоятельно. Особо остановимся на погребениях в каменных ящиках Донецкого края, открытых на вершинах гряд и отдельно стоящих высоток (Писларий, 1972). Количество их различно - от одного до десяти. Над некоторыми погребениями иногда встречается небольшая наброска камней, другие - окружены оградками из каменных плит. Эти погребения очень специфичны для Донбасса и требуют особого внимания и тщательного изучения. Их существование тем не менее не может повлиять на основной вывод, что для срубной культуры не характерен обычай сооружения курганных насыпей.
           Итак, мы видим, что в эпоху бронзы в Донбассе курганы в основном сооружались лишь племенами ямной культуры и их более поздними преемниками - племенами культуры многоваликовой керамики. Племена катакомбной и срубной культур почти не сооружали курганных насыпей, но использовали курганы предшественников как кладбища.
           Подводя итоги изучения курганного обряда в эпоху бронзы на территории Донбасса, мы приходим к необходимости выделения двух видов курганного обряда захоронения: сооружение курганных насыпей над погребениями и захоронение в чужих курганах без сооружения насыпи. Такое деление заставляет пересмотреть существующее на сегодня разделение С.15. погребений на основные и впускные. Под основными погребениями следует понимать такие, над которыми сооружена курганная насыпь или значительная досыпка. Впускными надо считать только те погребения, которые впущены в чужую насыпь и не имеют над собой насыпей или досыпок. Первый обряд характерен для ямной культуры и возродившей ее традиции культуры многоваликовой керамики, второй характеризует пришлые в своей основе племена катакомбной и срубной культур.
           Способу курганного обряда захоронения мы придаем большое значение. До сего времени при определении курганной принадлежности погребений учитывались положение костяка, инвентарь и форма погребального сооружения. Нам представляется необходимым учитывать и способ курганного обряда захоронения, который может быть одним из ведущих признаков при решении вопроса этно-культурной принадлежности погребений.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru