Web - библиотека BRONZA - LIB
http://bronza-lib.narod.ru

       КАТАЛОГ      НАПИСАТЬ ПИСЬМО

Ляшко С.Н. Колесный транспорт Северного Причерноморья в III - первой половине II тыс. до н. э. // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов Всесоюзного семинара. - Запорожье, 1990. - С. 43 - 44.

           Появление и распространение колесного транспорта в III - первой половине II тысячелетия до н. э. в Северном Причерноморье, также, как и в степях Восточной Европы, было вызвано хозяйственными потребностями общества, связано с распространением изделий из металла, уровнем развития деревообрабатывающего производства.
           Все представления о колесном транспорте формируются на базе погребений ямной и катакомбной культур. В погребениях ям-ной культуры колеса размещались по одному и более по углам могилы на уровне перекрытия, на дне могилы. Аналогично размещение деталей повозок. Традиция ставить в погребениях повозку или ее части находит продолжение у племен катакомбной культуры. Они помещаются как во входной яме, так и в камере. Колеса использовались в качестве заслонок, закрывающих вход в камеру (Шилов, Черняков, Чередниченко, Самойленко и др.).
           Повозка состоит из ходовой части (рама, оси с колесами), кузова, дышла. Находки повозок в погребениях редки. Среди них повозки из погребения 4 Лукьяновского кургана, погребения 2 кургана Могила на Криворожье (ямная культура), погребения 27 Тягуновской могилы, погребения 9 кургана II у г. Каменка-Днеп-Ровская Запорожской области (катакомбная культура). Все повозки четырехколесные, за исключением двухколесной повозки из Тя-гуновой могилы. Из составляющих ходовую часть наиболее полные сведения имеются о колесах. Колеса разных конструкций в ямных и катакомбных памятниках сосуществуют. Можно выделить следующие конструкции колес:
           - дисковидные, вырезанные из цельного куска дерева вместе С. 44. с выступающими спицами. Диск к ободу колеса может сужаться. Диаметр диска в пределах 540 - 60 см, осевого отверстия 2 - 6 см. Наиболее часто встречаются в погребениях ямной культуры;
           - диск колеса трехсоставной. Ступица вырезана вместе со средней частью диска. Соединение частей штифтовое. Диаметр диска 50 - 70 см, осевого отверстия 2 - 8 см. Встречаются в погребениях ямной и катакомбной культур;
           - диск колеса вместе со ступицами двухсоставной, соединение штифтовое с дополнительным креплением кожаным шнуром. Диаметр диска 40 - 50 см, осевого отверстия 2 - 5 см (Староселье, к. I, п. 10; Каменка, к. II, п. 2);
           - диск колеса вырезан из цельного куска дерева. В центре отверстие для вставляющейся цилиндрической ступицы. Диаметр диска 50 - 60 см (Вишневой, к. 9, п. 8);
           - диски многочастные со ступицами, выступающими с одной или с двух сторон. Диаметр колеса достигает 70 - 75 см (Кубань, Ставрополье).
           Наиболее часто для изготовления колес использовался дуб. Колеса фиксировались на неподвижной оси с помощью чеки (Болотное, к. 14, п. 28). Осями могли служить поперечные части рамы основания. Рама делалась из брусьев, скрепленных поперечными или продольными связками. Рама часто являлась и дном кузова. Размеры известных рам 1,85X1,1 м; 1,25x0,85 м; 2,2X0,7 м; 2,0X1,2 м; 1,45X1,1 м.
           Конструкции кузовов, очевидно, были разнообразными. Известна повозка с арочным перекрытием с высотой дуги 0,6 м (курган Лукьяновский, п. 4; Мельник, Сердюкова). На Кубани и Ставрополье известны повозки с кузовом высотой 0,4 - 0,6 м с решетчатыми бортами.
           Дышла обнаружены в ямных погребениях 2 кургана Могила, 4 кургана Лукьяновский, 2 кургана Сторожевая Могила, катакомб-ных погребениях 27 кургана Тягунова могила, 9 кургана II у г. Каменка-Днепровская. Удалось реконструировать способ соединения дышла с передней осью, так называемый поворотный механизм (Мельник, Сердюкова).
           По своему назначению повозки можно разделить на грузовые, погребальные, изготовленные специально для участия в погребальном ритуале, боевые колесницы. Исходя из семиотического статуса, повозки, колеса, их участие в погребальном ритуале связано с культовой функцией.
           Находки повозок позволяют реконструировать тип повозки, выработанной в степях Северного Причерноморья в III - первой половине II тыс. до н. э., дают основания для социальных реконструкций древнего общества, а также материал для изучения деревообрабатывающего производства в эпоху бронзы.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru