Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Ковалева И.Ф. Интеграционные процессы в позднем энеолите степного Днепро-Бугского междуречья // Проблемы истории и археологии Украины: Материалы международной научной конференции. - Харьков, 2001. - С. 19 - 20.

           Вопрос о так называемых "импортах" из трипольской среды в степные культуры энеолита - раннего бронзового века являлся предметом исследования многих авторов, среди которых на первом месте должно быть названо имя Т. Г. Мовши [Мовша, 1984; 1997; 1998]. В несколько меньшей степени, но также достаточно часто рассматривались свидетельства обратного направления культурных связей - степные "импорты" в материальном комплексе Триполья [Даниленко, 1974; Мовша, 1961; 1984; 1997; 1998; Цвек, 1985; Dumitrescu, 1963 и др.]. Вместе с тем вопрос о характере фиксируемых, взаимодействий, их эволюции во времени и пространстве не получил должного освещения.
           На содержательном уровне взаимодействия могут носить различный характер: технологических инноваций, воздействия культурных стандартов и эталонов, интеллектуальных воздействий. Особая роль принадлежит феномену моды, распространение эталонов и стандартов которой диктуется факторами социальной психологии [Массон, 1989]. В силу сказанного особое значение приобретает "интерпретационная ступень исследования соотношения традиций и инноваций в изучаемых культурных процессах" [Массон, 1981]. В конкретном случае речь идет о выяснении характера взаимодействия позднетрипольского населения южного лесостепного пограничья междуречья Днепра и Буга с носителями постмариупольской и "нижнемихайловской" культур.
           Территориальные границы распространения привлекаемых в исследовании памятников определяются С. 20. междуречьями Днепра и Ингульца, Ингульца и Ингула; хронологические рамки - временем этапов СI - СII Триполья.
           В настоящее время здесь исследован ряд курганов с погребениями постмариупольской и "нижнемихайловской" культур, подтверждающие их синхронность и тесное взаимодействие (Широкое, к. 1; Зеленый Гай, к. 6; Ингулец, "Дубовая Могила"; Чкалово, "Довгая Могила"; к. "Бобушка" и др.). Вместе с тем очевидно культурное своеобразие как "нижнемихайловских", так и постмариупольских погребений, определяемое их взаимодействием с позднетрипольским населением томашевской и касперовской локальных групп [Мовша, 1984]. С последними связано преобладание скорченного на боку ("земледельческого") обряда трупоположения в группе т.н. "нижнемихайловских" погребений, отличающихся также неустойчивым положением рук и ярко выраженным огненным ритуалом, вплоть до обугленности останков. В инвентаре единичными экземплярами представлена керамика томашевской группы позднего Триполья; степные формы близки "нижнемихайловским". Специфику постмариупольских погребений составляет присутствие в них антропоморфной пластики "серезлиевского" типа. Так, из 12 известных на сегодняшний день подкурганных погребений с пластикой 10 приходится на Днепро-Бугское междуречье; из них 7 произведены по "вытянутому", 2 - скорченному обряду. В одном случае позиция погребенного неясна. Мы склонны рассматривать происходящую из них пластику не как заимствование из трипольской среды готовых культурных эталонов (внетрипольская принадлежность подтверждается отсутствием не только прямых аналогий, но и исходных форм - Мовша, 1984; Ковалева, 2000), а в связи с творческим импульсом постмариупольских племен Днепро-Бугской территориальной группы, воспринявших в процессе взаимодействия с Трипольем мировоззренческие концепции, требующие своего знакового выражения. При соприкосновении с традиционной культурой чуждой этнической среды последние изменяют форму и семантику, что следует из сопоставления с достоверно трипольской пластикой. Поэтому правомерно выведение рассматриваемых комплексов из числа позднетрипольских памятников "серезли-евского" типа. С населением постмариупольской культуры, оставившим подкурганные захоронения ро вытянутому обряду, следует связывать активизации) распространения протоевропеоид-ного компонента в позднетрипольской среде.
           Процесс дальнейшей культурной интеграции, отражающий движение взаимодействовавших в Днепро-Бугском регионе культур, проходящих через трансформацию к качественно новому состоянию [Арутюнов, 1985], фиксирует появление стратиграфически более поздних погребений животиловского культурного типа (Усть-Каменка, Саксагань, Баратовка, Ингулец).
           Именно взаимодействие традиций, под которыми подразумевается самосохранение и воспроизводство культурообразующих признаков и инноваций, определяющих распространение новых культурных признаков, отражает сложный диалектический характер [Маркарян, 1978] культурогенеза конца энеолита - начала бронзового века. Изменение типов артефактов в данном контексте составляет "фактологический костяк процесса" [Массон, 1986].
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru