Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Ковалева И.Ф. Предстепье Левобережной Украины в катакомбное время // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов всесоюзного семинара. - Запорожье, 1990. - С.22 - 24.

           Время преобладания в пограничье лесостепной и степной зон Левобе-режной Украины катакомбного обряда погребения охватывает значительный хронологический период - с XXII по XVII вв. до н. э. включительно.
           В роли предкатакомбного горизонта здесь выступают погребения, выде-ляемые нами в III (по З.П. Мариной - IV) стратиграфический горизонт ямной культуры района. Наиболее ранние катакомбы содержат погребения, произве-денные по ямному обряду и с ямным же инвентарем, что позволяет утверждать заимствование новой формы погребального сооружения при сохранении обрядо-вых предписаний и материального комплекса предшествующего времени. Пре-образование в собственно катакомбную культуру предполагает перемещение к южной границе Лесостепи катакомбного населения из первичных центров сло-жения культуры, для чего автором был предпринят сравнительный анализ с па-мятниками сопредельных территорий.
           С. 23. Донецкая катакомбная культура, территориально граничащая с востока, обнаруживает ряд существенных различий. В тех же случаях, когда на-блюдалось совпадение формы погребального сооружения, позиции и ориента-ции погребенных, сопровождавшая их керамика являлась характерной донец-кой. Можно говорить о присутствии в Предстепье группы населения донецкой культуры, которая не являлась ведущей и сосредоточена в территориально ог-раниченном Западным Донбассом районе.
           Если в междуречье Днепра и Сев. Донца и по правым притокам Орели известны погребения харьковско-воронежской или среднедонской культуры, то в левобережье Орели и в Присамарье они неизвестны, чем определяется южная граница распространения этой сугубо лесостепной культуры.
           Сравнительно большой группой представлены погребения, по обряду и инвентарю относимые к предкавказской культуре. Последние сосредоточены в Присамарье, хотя отдельные поздние памятники с керамикой манычского типа известны и в Приорелье.
           Значительная часть погребений характеризуется вытянутым положением скелетов и инвентарем, обнаруживающим близость т. н. ингульской культуре (Шапошникова, 1978). В нашем представлении правильнее говорить о совокуп-ности локальных культур, общим признаком для которых является форма каме-ры и входного колодца, положение умерших вытянуто на спине, характер ис-пользования охры и мела, обычай портретирования по черепам, присутствие в инвентаре культовых сосудов из остеокерамической массы и керамических с углубленно-рельефной орнаментацией, высокий процент кенотафов. Хронологи-ческое положение памятников т. н. ингульской культуры не может быть опреде-лено однозначно поздним периодом, что имеет место в современных исследова-ниях (Пустовалов, 19..).
           Нами были исследованы погребения (с. Котовка, гр. 1, к. 10, п. № 16; к. 11, п. №12; с. Заплавка, гр. 1, к. 1, п. № 8 и др.), произведенные в катакомбах. Происходящие из них сосуды биконической формы с утолщением-псевдоворот-ничком на венчике и остро выбранным плечом имели сплошную, заходящую на дно, орнаментацию в накольчатой и шнуровой технике. Их своеобразие бесспор-но, определенное сходство устанавливается с посудой такого далеко отстоявше-го во времени памятника, как раннеэнеолитический Никольский могильник. Хро-нологически более близкой аналогией могут служить воротничковые сосуды пос. Перун, являвшегося реликтом предшествующих культур в катакомбное время. Вопрос о сложении перуновского комплекса еще не решен, сложность состоит в отсутствии на ямной керамике Надпорожья, с которой обычно его связывают, во-ротничковых венчиков, известных здесь только в комплексах азово-днепров-ской культуры.
           С. 24. Нельзя обойти молчанием появление воротничковых венчиков на части керамики среднеднепровской культуры, равно как и усеченно-биконичес-ких форм. Речь идет о поселениях на боковой террасе Днепра, которые были названы Т.С. Пасек катакомбными, а И.И. Артеменко отнесены к среднеднепров-ской культуре, что предполагает сочетание в них признаков названных культур (Братченко, 1977). К этому хочу добавить - и реминисценций предшествующего энеолитического времени, имея в виду воротничковую керамику. Именно южная лесостепь, где сегодня известны многочисленные подкурганные погребения постмариупольской культуры (т. н. - "вытянутые" - И. К.), явилась районом тран-сформации азово-днепровской культуры и длительного обитания последующих, ее обрядовые признаки энеолитических культур.
           Возвращаясь к вопросу о погребениях в катакомбах из с. Заплавка-Ко-товка в Приорелье, констатируем, что их обрядовые признаки, характер охры, присутствие продуктов горения, наконец, коллективность близки ритуалу пост-мариупольских погребений (Ковалева, 1979). О перекличке обрядовых призна-ков погребений мастеров-металлургов у с. В. Маевка и о-в Самарский и ката-комбной культуры пишет А.Н. Гей (1986), рассматривая "вытянутые" погребения Украины как исходные в формировании западного катакомбного варианта.
          Из сказанного следует вывод, что периферийные, по отношению к южным и восточным районам катакомбной культурно-исторической области памятников Предстепья не только характеризуются рядом особенностей, не позволяющих объединить их в весьма условной азово-днепровской катакомбной культуре, но и, в постановочном плане, допускают участие в сложении одного из вариантов населения постмариупольской культуры.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru