Время преобладания
в пограничье лесостепной и степной зон Левобе-режной
Украины катакомбного обряда погребения охватывает значительный
хронологический период - с XXII по XVII вв. до н. э.
включительно.
В роли предкатакомбного
горизонта здесь выступают погребения, выде-ляемые нами
в III (по З.П. Мариной - IV) стратиграфический горизонт
ямной культуры района. Наиболее ранние катакомбы содержат
погребения, произве-денные по ямному обряду и с ямным
же инвентарем, что позволяет утверждать заимствование
новой формы погребального сооружения при сохранении
обрядо-вых предписаний и материального комплекса предшествующего
времени. Пре-образование в собственно катакомбную культуру
предполагает перемещение к южной границе Лесостепи катакомбного
населения из первичных центров сло-жения культуры, для
чего автором был предпринят сравнительный анализ с па-мятниками
сопредельных территорий.
С.
23. Донецкая катакомбная культура, территориально
граничащая с востока, обнаруживает ряд существенных
различий. В тех же случаях, когда на-блюдалось совпадение
формы погребального сооружения, позиции и ориента-ции
погребенных, сопровождавшая их керамика являлась характерной
донец-кой. Можно говорить о присутствии в Предстепье
группы населения донецкой культуры, которая не являлась
ведущей и сосредоточена в территориально ог-раниченном
Западным Донбассом районе.
Если в междуречье
Днепра и Сев. Донца и по правым притокам Орели известны
погребения харьковско-воронежской или среднедонской
культуры, то в левобережье Орели и в Присамарье они
неизвестны, чем определяется южная граница распространения
этой сугубо лесостепной культуры.
Сравнительно
большой группой представлены погребения, по обряду и
инвентарю относимые к предкавказской культуре. Последние
сосредоточены в Присамарье, хотя отдельные поздние памятники
с керамикой манычского типа известны и в Приорелье.
Значительная
часть погребений характеризуется вытянутым положением
скелетов и инвентарем, обнаруживающим близость т. н.
ингульской культуре (Шапошникова, 1978). В нашем представлении
правильнее говорить о совокуп-ности локальных культур,
общим признаком для которых является форма каме-ры и
входного колодца, положение умерших вытянуто на спине,
характер ис-пользования охры и мела, обычай портретирования
по черепам, присутствие в инвентаре культовых сосудов
из остеокерамической массы и керамических с углубленно-рельефной
орнаментацией, высокий процент кенотафов. Хронологи-ческое
положение памятников т. н. ингульской культуры не может
быть опреде-лено однозначно поздним периодом, что имеет
место в современных исследова-ниях (Пустовалов, 19..).
Нами были исследованы
погребения (с. Котовка, гр. 1, к. 10, п. № 16; к. 11,
п. №12; с. Заплавка, гр. 1, к. 1, п. № 8 и др.), произведенные
в катакомбах. Происходящие из них сосуды биконической
формы с утолщением-псевдоворот-ничком на венчике и остро
выбранным плечом имели сплошную, заходящую на дно, орнаментацию
в накольчатой и шнуровой технике. Их своеобразие бесспор-но,
определенное сходство устанавливается с посудой такого
далеко отстоявше-го во времени памятника, как раннеэнеолитический
Никольский могильник. Хро-нологически более близкой
аналогией могут служить воротничковые сосуды пос. Перун,
являвшегося реликтом предшествующих культур в катакомбное
время. Вопрос о сложении перуновского комплекса еще
не решен, сложность состоит в отсутствии на ямной керамике
Надпорожья, с которой обычно его связывают, во-ротничковых
венчиков, известных здесь только в комплексах азово-днепров-ской
культуры.
С. 24. Нельзя обойти
молчанием появление воротничковых венчиков на части
керамики среднеднепровской культуры, равно как и усеченно-биконичес-ких
форм. Речь идет о поселениях на боковой террасе Днепра,
которые были названы Т.С. Пасек катакомбными, а И.И.
Артеменко отнесены к среднеднепров-ской культуре, что
предполагает сочетание в них признаков названных культур
(Братченко, 1977). К этому хочу добавить - и реминисценций
предшествующего энеолитического времени, имея в виду
воротничковую керамику. Именно южная лесостепь, где
сегодня известны многочисленные подкурганные погребения
постмариупольской культуры (т. н. - "вытянутые"
- И. К.), явилась районом тран-сформации азово-днепровской
культуры и длительного обитания последующих, ее обрядовые
признаки энеолитических культур.
Возвращаясь
к вопросу о погребениях в катакомбах из с. Заплавка-Ко-товка
в Приорелье, констатируем, что их обрядовые признаки,
характер охры, присутствие продуктов горения, наконец,
коллективность близки ритуалу пост-мариупольских погребений
(Ковалева, 1979). О перекличке обрядовых призна-ков
погребений мастеров-металлургов у с. В. Маевка и о-в
Самарский и ката-комбной культуры пишет А.Н. Гей (1986),
рассматривая "вытянутые" погребения Украины
как исходные в формировании западного катакомбного варианта.
Из
сказанного следует вывод, что периферийные, по отношению
к южным и восточным районам катакомбной культурно-исторической
области памятников Предстепья не только характеризуются
рядом особенностей, не позволяющих объединить их в весьма
условной азово-днепровской катакомбной культуре, но
и, в постановочном плане, допускают участие в сложении
одного из вариантов населения постмариупольской культуры.