Web - библиотека BRONZA - LIB
http://bronza-lib.narod.ru

  главная     каталог      написать отзыв

Клейн Л.С. Смысловая интерпретация совместных погребений в степных курганах бронзового века // Проблемы эпохи бронзы Юга Восточной Европы: Тезисы докладов конференции. - Донецк, 1979. - С. 18 - 20.

           Известно умерщвление жен или наложниц на похоронах знатных мужчин (скифские цари, африканские властители и др.). Такие аналогии издавна служат основанием для интерпретации совместных погребений бронзового века в курганах понто-каспийских степей (мужчина с одной или несколькими женщинами). Женщина приравнивается сопроводительному погребальному инвентарю и как бы включается в него: вместе с вещами она должна служить покойному в загробном мире, как служила при жизни. Вот и основа для реконструкции социальных отношений (патриархат, полигамия).
           В некоторых из таких погребений мужские и женские скелеты лежат в позах, характерных для полового акта, - в объятиях, лицом друг другу. В этом видели подтверждение интерпретации. Однако в ряде культурных С. 19. групп в таких погребениях мужчина оказывался систематически оказывался на втором месте, за спиной женщины (Hausler, 1974), что нельзя увязать ни с указанной интерпретацией, ни с реконструированной социальной системой.
           Для более убедительной интерпретации необходим не произвольный, а продуктивный выбор этно-исторических параллелей. Если исходить из того, что индо-иранцы (арии) прибыли не позднее сер. II тыс. до н. э. в Индию и Иран как выходцы с севера, из культурного мира понто-каспийского степного бронзового века, то именно в древней индо-иранской идеологии правомерно искать ближайшие параллели нашим археологически зафиксированным обрядам первой половины II тыс. до н. э.
           В Индии и Иране второй половины I тыс. до н.э. - I половины I тыс. н. э. существовали письменные руководства по половым сношениям ("Камасутра" и "Цветок персика"). В числе способов полового акта там указано, кроме принятого ныне у ряда европейских народов, также: a posteriori, с двумя женщинами и др. (иногда и специфичность для местности или народа). В этом свете и те совместные погребения, которые не трактовались как имитация полового акта, могут претендовать на такую трактовку (исключая лишь могилы со скелетами, лежащими порознь или рядом навзничь). Способы расположения покойников в могилах сгруппированы покультурно и порегионно: в ямных погребениях - лицом к лицу, в катакомбных Донца и Дона - мужчина за спиной женщины и т. д.
           Имитация полового акта в могиле не вяжется с трактовкой женщины как части сопроводительного инвентаря: вещи в могиле (пища, посуда, оружие), обычно оказываются не как бы в состоянии непосредственного использования, а заготовленными впрок. Обычай "сати" (самосожжение вдовы) в Индии возник поздно: ни в Ведах, ни даже в законах Ману (II в. до н. э. - II в н. э.) еще нет санкций на него. Вдове рекомендовалось вторично выйти замуж. Значит, утвердившаяся интерпретация смысла совместных погребений не верна.
           По представлениям древних Ариев, дух покойника недолго пребывает на небе, а затем вселяется в новорожденное живое существо. Чтобы обеспечить благое перевоплощение, потомки должны совершить жертвоприношения по обряду "шраддха". Более сильно действующим считался обряд "дикша", по которому человек еще при жизни завещал свое тело в жертву всем богам. "Дикшу" рассматривали как "второе рождение", и для завершения этого обряда жертвующий производил ритуальный половой акт, как бы зачиная самого себя.
           Прижизненный обряд "дикши" из-за сложности и дороговизны был не всем доступен, его могли и не успеть совершить. Возможно, в С. 20. до-ведический период родные покойного нередко стремились воспроизвести "дикшу" посмертно, для чего жертвовали женщину или девочку (или несколько) и имитировали в могиле половой акт. Эта реконструкция находит два подтверждения. Во-первых, именно самые богатые катакомбные могилы Донца не содержат совместных погребений (Klein, 1967) - видимо, из-за прижизненного выполнения "дикши". Во-вторых, на похоронах знатного руса, по Ибн-Фадлану, участники похорон совершали половой акт с умерщвляемой женщиной, приговаривая, что делают это "за господина".
           Такая интерпретация требует пересмотра некоторых социально-исторических реконструкций. Кроме того, она представляет возможность сопоставления и генетической увязки культур по одной из наиболее интимных и консервативных бытовых традиций. Получают объяснения и смежные феномены: возможно, что женские скелеты при детских принадлежат не матерям, а предложенным духу ребенка наложницам в соответствии с обрядом "дикши" и особой опасностью, приписывавшейся духу детей. (см. Hausler, 1968).
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru