Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Иванова С.В. Ямная культура Северо-Западного Причерноморья: Стратиграфия и хронология // ЧТЕНИЯ посвященные 100-летию деятельности в Государственном Историческом музее В.А. Городцова: Тезисы конференции. - М., 2003. - Ч.1. - С. 87 - 89.
           Вопросы хронологического членения ямных памятников региона затрагиваются в работах различных исследователей, при этом чаще всего основополагающим признаком имеющихся классификаций является поза погребенного (Кривцова-Гракова, 1955; Шмаглий, Черняков, 1970; Яровой, 1985, 2000; Дергачев, 1986; Алексеева, 1992 и др.).
           В целом, выделяются пять вариантов положения умершего: 1) скорчен на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги упали в ту или другую сторону, распались ромбом (56,3%); 2) с наклоном вправо, левая рука согнута в локте, кисть - в области таза, живота или груди; правая рука вытянута вдоль (16,8%); 3) симметрично предыдущему, т.е. ноги согнуты влево, а у таза лежит правая рука (13,4%); 4) на правом боку, с различным расположением рук (6,1%); 5) так же, но на левом боку (7,4%). Внутри данных пяти вариантов прослеживают и более дробную градацию (Яровой, 1985), либо объединяют их в три типа (Рычков, 1990; Николова, 1992).
           Рассматривая позу погребенного в хронологическом аспекте, исследователи ямной культуры Северо-западного Причерноморья трактуют ее по-разному. Одни и те же позы попадают как в более ранние (по мнению одних авторов), так и более поздние (по мнению других) хронологические группы. Так, расположенные на спине с наклоном набок скелеты включаются С. 88. И.Л. Алексеевой в суворовскую группу, являющуюся, на ее взгляд, архаическим звеном древнеямной, а В.А. Дергачевым - в позднюю буджакскую (Алексеева, 1992; Дергачев, 1986). Единой остается, пожалуй, тенденция утверждать переход в погребальном ритуале от скорченного положения на спине к скорченному на боку на финальном этапе ямной культуры. Впрочем, существует мнение о раннем появлении последней позиции в ареале ямной КИО (Рычков, 1990; Моргунова, Кравцов, 1994).
           Основным аргументом для отнесения к позднему этапу захоронений со скорченными на боку скелетами являются стратиграфические наблюдения: погребения 4 и 5 групп чаще всего являются впускными. Отметим, что данные вертикальной стратиграфии бесспорны при рассмотрении погребений различных культур. Что же касается однокультурных, отделенных насыпями или досыпками, то возможен комплекс различных объяснений их соотношения. "Всегда существуют варианты: возведение нового кургана или впускное в уже готовую насыпь, и выбор одного из них есть выбор культуры, который мы можем или не можем знать" (Мэллори, 1994). Сооружение основных захоронений, каждая новая насыпь или локальная досыпка связаны с увеличением трудовых затрат на совершение захоронения, и, следовательно, имеет социальную окраску. В различных археологических культурах наблюдается тот факт, что поза погребенного и его ориентировка являются признаками не хронологической, а социальной дифференциации. К тому же поза погребенного в ямной культуре указывает на носителей разных этнических традиций (Рычков, 1990), а в традиционных обществах этнические различия зачастую приравнивались к социальным (Куббель, 1982). В последние десятилетия сформировалось понимание кургана или могильника одной культуры как единого пространства. Курганная группа представляется "спланированным замкнутым комплексом" (Отрощенко, Болтрик, 1982). "Каждый ямный могильник - замкнутый комплекс, историческое явление, ограниченное жесткими хронологическими рамками, существующее в дисперсной форме в виде отдельных однотипных, тоже замкнутых курганных комплексов" (Шевченко, 1986). "Сооружение нескольких курганов одновременно носителями одной культурной традиции с определенными, четко установленными различиями в погребальном обряде, могут свидетельствовать о существовании определенных норм и правил в отношении погребения различных слоев ямного населения. Нормы эти соблюдались в течение длительного времени" (Тощев, Самар, 1990). Стратиграфические различия даже разнотипных захоронений в степных курганных памятниках далеко не всегда связаны с хронологическими моментами, а допускают и иные объяснения, например, существование определенных правил формирования подкурганных кладбищу конкретных коллективов при безусловной вариативности одновременно практикуемых форм обряда (Турецкий, 1992; Гей, 1999).
           Абсолютизация хронологического фактора на деле приводит к затушевыванию этнических и культурных различий внутри ямной области. Различия в локализации (которые имеют вид тенденции, а не непреложного закона), разница стратиграфических позиций могут отражать какие-то нюансы развития единой культуры и одного массива населения. Стратиграфическое разграничение некоторых обрядовых групп отражает не только хронологическую последовательность, но и правила формирования единых подкурганных кладбищ (когда определенные разновидности захоронений совершаются в определенной последовательности и на вполне определенных местах, тогда как сами кладбища могут быть совершенно разновременными) (Гей, 2000).
           Немаловажным является и тот факт, что мы не знаем реальную величину "шага стратиграфии" (т.е. насколько велик хронологический разрыв между различными стратиграфическими горизонтами одного и того же кургана).
           Еще одним подтверждением того, что курганы сооружались по определенным правилам, является зафиксированная в различных регионах ямной КИО диспропорция полов, с преобладанием мужских захоронений (2:1). Объясняют эту "демографическую ситуацию" ранним замужеством и высокой смертностью от родов в подростковом возрасте (Кислый, 1989). Между тем, трудно себе представить человеческое общество, которое могло бы существовать и развиваться с подобной диспропорцией мужского и женского населения. Исследования по динамике численности народов мира (Козлов, 1969) показывают, что на 100 девочек всегда рождается 105-107 мальчиков (амплитуда по миру - 101-112). Эта закономерность распространяется на все народы и исторические эпохи. У детей смертность у мальчиков выше, чем у девочек (внутриутробное развитие мальчиков сложнее). К 10-15 годам количество С. 89. девочек и мальчиков выравнивается, и в дальнейшем начинают преобладать численно женщины. При этом и средняя продолжительность жизни женщин дольше. Этому существует и логическое объяснение. Судя по погребальному инвентарю и этнографическим данным, основными занятиями женщин в эпоху бронзы могли быть домашнее хозяйство, гончарство, мотыжное земледелие. В то время как войны были уделом мужчин. Процент детских захоронений (около 20% в различных регионах) также не отражает реальный уровень детской смертности, который в древних обществах доходил до 50% (Алексеев, 1989).
           Учитывая тот факт, что погребальный обряд отражает и социальный статус индивида, возможно, объяснение выявленной диспропорции лежит в социальной сфере. Предполагают, что женщины и дети обладали более низким социальным статусом, нежели мужчины, и допускают, что часть из них хоронили не в курганах, а в других местах (Пустовалов, 1997).
           Все эти данные не позволяют нам говорить о существовании жесткой прямолинейной связи между курганной стратиграфией и хронологией. По всей видимости, и поза погребенного не отражает хронологические этапы ямной культуры.
           Рассмотрение захоронений ямной культуры региона позволило нам прийти к выводу, что все пять вариантов расположения погребенного в захоронениях синхронны независимо от их соотношения на других территориях обитания носителей ямной культуры.
           Этот тезис можно подтвердить следующими наблюдениями: 1) в парных и коллективных захоронениях фиксируется сочетание всех пяти вариантов (Шмаглий, Черняков, 1970; 1985; Алексеева, 1971; Левицкий, 1983; Тощев, 1995); 2) данные курганной планиграфии (расположенные по дугам и окружностям захоронения, т.е. сравнительно одновременные и сознательно составленные комбинации) отражают сочетание различных вариантов (Дворянинов и др., 1981); 3) известны курганы, где досыпка объединяет погребения с различным расположением скелетов (Шмаглий, Черняков, 1970; Субботин и др., 1995); 4) в многослойных курганах известны случаи размещения погребений первого варианта в более молодых насыпях, нежели захоронения других групп (Дворянинов и др., 1985; Субботин, 1985; Яровой, 1984; Агульников, Бейлекчи, 1987); 5) то, что погребения первого варианта доживают до финала ямной культуры, подтверждается находками в них сосудов, обычно трактуемых как позднеямные (Шмаглий, Черняков, 1970; Черняков и др., 1986; Субботин, 1985; Субботин и др., 1995); 6) в ряде случаев исследователи отмечают, что курганы раскопанного ими могильника синхронны, возведены в небольшой промежуток времени, погребения имеют общие черты ритуала и оставлены одной группой населения. Тем не менее, в них встречаются все пять вариантов расположения погребенного (Субботин, 1985; Дергачев и др., 1989). Авторы раскопок фиксируют захоронения с различным расположением погребенного на уровне одного хронологического горизонта (Манзура, 1984); 7) косвенным подтверждением одновременности всех вариантов размещения умерших в Северо-западном Причерноморье являются, пусть немногочисленные, радиоуглеродные даты, которые показывают незначительную разницу во времени данных комплексов (Субботин и др., 1995); 8) в других регионах ямной КИО также отмечается сосуществование всех пяти позиций, проявившееся в их переменной стратиграфии: Бугско-Ингульское междуречье (Шапошникова и др., 1986), Днепровское Надпорожье (Попандопуло, 1991), Крым (1).
           Таким образом, можно констатировать, что разработанные различными исследователями хронологические схемы для ямных памятников Северо-западного Причерноморья, слабо состыковываются. В целом, наметилось две тенденции: 1) выделение групп захоронений с определенными чертами ритуала и характерным инвентарем, отличия между которыми трактуются как хронологические (Дергачев, 1986; 1989; Алексеева, 1992); 2) рассмотрение вертикальной стратиграфии курганов и построение на ее основе хронологических этапов, выделение хронологических групп (Яровой, 1986; 2000). Обе тенденции не учитывают социального аспекта. Выделяемые обрядовые группы с присущими им категориями инвентаря и чертами ритуала могут представлять собой определенные социальные слои или социальные группы ямного общества. Естественно, группы не статичны, а развиваются как в культурно-историческом, так и хронологическом плане. Можно полагать, что в каждой из выделяемых (на основе различного положения скелетов) обрядовых групп имеются и более ранние, и более поздние памятники. Поиск надежных и четких критериев их хронологического членения - одна из важнейших задач.


1 Устное сообщение Г.Н. Тощева.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru