Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Халяпин М.В. К вопросу о культе змеи у населения срубной культурно-исторической общности // Етнічна історія та культура населення Степу та Лісостепу Євразії (від кам'яного віку по раннє середньовіччя: Матеріали міжнародної археологічної конференції. - Дніпропетровськ, 1999. - С. 92 - 94.

           На огромной территории, протянувшейся в широтном направлении от Урала и до Днепра, а меридианально от Средней Волги и вплоть до Предкавказья, в позднем бронзовом веке проживало население срубной культурно-исторической общности. Население срубной общности, как и родственное алакульское, в этнокультурном плане уже традиционно атрибутируется исследователями как индоиранское. Одной из наиболее сложных проблем является реконструкция мировоззренческих и идеологических представлений древних индоиранских племен. Анализ широкого круга хорошо документированных археологических источников с привлечением ведических и авестийских текстов, данных этнографии, лингвистики и семиотики позволяет сделать вывод о существовании у населения срубной культурно-исторической общности змеиного культа. Хотя этот культ и не являлся основным, его проявления достаточно разнообразны. Он связан как с погребально-поминальной практикой, миром мертвых, так и с повседневной жизнью древнего населения, миром живых. Разнообразие связей объясняется многозначностью символики образа змеи у всех древних народов. Охарактеризуем набор археологических артефактов, отражающих змеиный культ. Во-первых, это находки как целых скелетов змей, так и отдельных их костей в погребениях и на поселениях, во-вторых, изображения змей на керамических сосудах и других предметах и, в-третьих, находки предметов, передающих внешний облик змей или каким-либо образом связанных с культом змеи. Такие находки были зафиксированы как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
           Несомненную связь с погребальным обрядом имеют находки змеиных костей в срубных захоронениях, хотя, в зависимости от местоположения змеиных костей в погребении и условий находки, возможно несколько различных объяснений факта помещения их в могилу. Находки костей змей с пропилами, отверстиями делают вероятным их ритуальное использование в виде ожерелий, амулетов. Находки в погребениях 1-3 (и более) змеиных скелетов могут быть связаны с исполнением нетрадиционного погребального ритуала, например, по отношению к жрецу-магу, заклинателю против змей (одна из низших категорий служителей культа, канонические тексты которых позднее были собраны воедино в "Атхарваведе"). Естественно, в каждом конкретном случае следует учитывать данные погребального обряда (расположение захоронения в пределах площадки погребального комплекса, наличие подсыпок, параметры могильной ямы, над - и внутримогильное оформление погребальной камеры и т.п.), наличие и характер инвентаря.
           На посуде срубной культуры, как и на более ранней синташтинской, петровской и покровской керамике, зафиксированы изображения пресмыкающихся. В известной мере стилизованными изображениями змей являются также такие элементы геометрического орнамента как горизонтальный и вертикальный зигзаг, иногда волна.
           Из инвентаря срубной культуры обратим свое внимание прежде всего на бронзовые височные подвески в полтора оборота, многие из которых плакированы золотой фольгой, украшены поперечными насечками, бугорками или выпуклинами, что имитирует кожу и орнаменты на теле змеи (Рис.1). Множество таких подвесок имеют расширенные лопасти, что, вкупе с орнаментацией, создает образ змеи (часто кобры).

Стр. 93.

Рис. 1. 1,2 - Алексеевна 3/4; 3 - Пролетарка II I/I; 4,5 - Свердлова IV 1/5; 6 - Ченин 3/2; 7 - Ченин 5/3

Показательны в этом отношении подвески из Алексеевского и II Пролетарского могильников в Западном Оренбуржье. Некоторое разнообразие в типе заготовок (желобчатая пластина, проволока и дрот различного сечения) и характере оформления подвесок, возможно, объясняются не только самим материалом, стандартами и вкусом конкретного мастера, но и разнообразием существовавших в эпоху поздней бронзы пресмыкающихся. Вероятнее всего, что височные подвески, являвшиеся стандартными женскими украшениями в срубно-алакульском мире, символизировали собой змей. Атрибуция данных изделий только в качестве украшений (своеобразных этнографических C. 94. индикаторов) не исчерпывает их семантическую нагрузку. Металлические височные подвески срубно-алакульского (индоиранского) блока культур, видимо, выступали еще как женские апотропеи, своеобразные амулеты, обереги "фаллического" свойства [Халяпин, Богданов, 1999].
           В древности существовали представления, отражающие разнообразные связи змеиного, лунного и фаллического культов, а также культа плодородия. В шумерском пантеоне, например, бог луны Син выступал в образе рогатого змея и связывался с фаллической символикой. Известны образы божественного пернатого змея Кетцаль-коатля у американских индейцев, Великого Дракона у народов Дальнего Востока, Змея Горыныча у восточных славян и т.д. Образ "великого рогатого змея", связанный с лунной и фаллической символикой, является общеиндоевропейским и, возможно, восходит еще к ностратической эпохе. Вероятно, в срубно-алакульское время он проявлялся уже на уровне архетипа.
           Из истории и этнографии известно, что у разных народов зачастую отношение к змеиным культам было двойственным, так как они олицетворяли и светлые, и темные, что бывало чаще, силы. В индоиранской мифологии одно из центральных мест занимает миф о праведном убийстве богом грозы и войны Индрой демонического змея (дракона) Вритры. Бог Индра побеждает Вритру с помощью оружия ваджры, которое идентифицируется как булава [Федоров, 1994]. Отличной иллюстрацией этого змееборческого мифа является серия захоронений (катакомбных, срубных и т.д.), в которых погребенные держат в руках булавы, как-бы нанося удары по лежащей рядом змее. В этих погребениях змеиные скелеты находятся около наверший булав. Негативное, с опаской, отношение к пресмыкающимся выражено в многочисленных ведических заговорах и заклинаниях [Ригведа I, 191; Атхарваведа II, 31; 32; V, 13; 23; VI, 12; 56; 100; VII, 56; 88 и т.д.]. С другой стороны существовала вера в божественный род змей, который почитали. Такой биполярный подход, например, хорошо демонстрирует один из заговоров Атхарваведы (X, 4), который, согласно традиции, обращен к Такшаке, царю божественного рода змей. У многих народов многозначный образ змеи также являлся символом мудрости, выступал носителем сокровенного знания. Позднее у иранцев-зороастрийцев уже всех насекомых и пресмыкающихся причисляли к храфстра, вредным существам мира зла, уничтожение которых считалось богоугодным делом.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru