Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Гаврилов А.В. О значении охры в погребальном обряде археологических культур эпох палеолита-бронзы // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов Всесоюзного семинара. - Запорожье, 1990. - С. 12 - 14.

           1. К настоящему времени накоплен большой материал о погребальном обряде различных культур эпохи палеолита-бронзы. Одним из атрибутов обряда являлось использование красящих веществ минерального и органического происхождения. Обычно это охра различных оттенков красного спектра; черная краска представлена углем растительного или животного происхождения; в качестве белой краски использовался мел, белые породы глин. В археологической науке значение этой цветовой триады пока не определено. Всестороннее изучение данной стороны погребального обряда: значение красок, их символика и социальная обусловленность - позволяет объяснить некоторые стороны космологических, мифологических, религиозных представлений носителей древних археологических культур.
           2. Наиболее раннее использование красок человеком относится к эпохе среднего палеолита. Краски, обычно красная и ее оттенки, применялись в различных целях, в т. ч. и в погребальном обряде. Значение погребального обряда, как "наивно-реалистическое" представление о продолжении жизни после смерти в ее реальных формах предопределяло использование охры, как "наивно-реалистический" акт, символизирующий кровь. Белый, черный, красный цвета во всех археологических и этнографических культурах имеют множество обозначений и значений. Они ассоциируются с определенными жидкостями, истечениями, выделениями С. 13. человеческого тела и берут свою символику из процессов родов, вскармливания, выделения, что всегда связано с наличием крови, молока, нечистот. Поэтом употребление и значение красок в ритуалах и обрядах палеолитического человека тесно связано с его физиологией и являлось "наивно-реалистическим" воплощением принципа соответствия. Человеческий организм и важный для его существования опыт послужили источником цветовой классификации. Восприятие, последующее осознание и объяснение цветовой триады было следствием изначального психофизиологического опыта человека и носило общечеловеческий характер.
           3. В эпоху энеолита-бронзы происходят значительные социально-экономические изменения в человеческом обществе, соответственно развиваются космологические и мифологические представления, идет постепенный процесс превращения "наивно-реалистического" миропонимания в зародыш религии. Прежнее мировосприятие постепенно прикрывается мифологической оболочкой. Начинается "мифологическая" стадия развития первобытного сознания; возникает представление о двойственности мира, о душе; формируется концепция другого мира, влияющего на человеческое бытие и постепенно его подчиняющего. Формируется мифологическое объяснение различных сторон бытия и в т. ч. психофизиологического общечеловеческого опыта и его отражения - цветовой триады. Использование красок в погребальном обряде (в частности, охры), хотя и несет прежнюю семантическую нагрузку, но она уже деформирована новым "мифологическим" уровнем человеческого сознания. В результате, цветовая триада обожествляется, связывается с положительными и отрицательными сторонами человеческой жизни, сторонами света, с трехчленным делением мира. Мифологическое мировоззрение на своем завершающем этапе формирования становится сознательным и получает отражение в литературных памятниках.
           4. Исследование археологических культур эпохи бронзы юга Украины позволило сделать вывод о принадлежности их носителей к индоевропейскому населению. Соответственно обосновывалась правомочность привлечения древнеиндийских письменных источников для изучения космологии, мифологии носителей ямной, катакомбной и других археологических культур. Изучение идеологических представлений по древнеиндийскому эпосу помогает приблизиться к пониманию их духовной культуры и внутреннего мира и в некоторой мере, хотя и гипотетично, объяснить существующий археологический материал, в частности: использование и значение охры в погребальном обряде.
           5. Определенная роль в древнеиндийской мифологии отводится цветовой символике. В главе "Махабхараты" "Теология Вишну" показано значение цвета для жизни и судьбы человека. Согласно С. 14. представлениям древних индийцев (индоевропейцев) душа бессмертна, она постоянно переселяется из одного тела в другое, но жизнь в любом теле связывалась со страданием и каждое новое воплощение считалось злом. Благом считалось прекращение возрождений, т. е. достижение освобождения и совершенства. Полагалось, что путь для людей определяется цветом и каждая стадия перевоплощения носит определенный цвет. Пребывание души в человеческом состоянии соотносилось с красным или светло-желтым цветом, в зависимости от содеянного и стремления к освобождению. Поэтому находящийся в красном цвете подлежит возвращению в мир людей до тех пор, пока не приблизится к освобождению. Состояние освобождения связывалось с белым цветом.
           6. Таким образом, данный миф некоторым образом объясняет употребление охры в погребальном обряде носителей археологических культур юга Украины эпохи энеолита-бронзы. Так как человек совершает в жизни различные поступки, то его душа не может быть только праведной или грешной, а соответственно, чтобы достигнуть совершенства и освобождения, она должна многократно побывать в человеческом состоянии и в каждом своем бытии становится лучше, приблизиться к полному освобождению и больше не возвращаться в этот мир. Покрытие покойников охрой (в частности, в ямной археологической культуре), а соответственно придание им красного цвета, могло преследовать цель повторного возвращения их душ в человеческое состояние, в мир людей.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru