Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Федяев С.В. К вопросу о мире детства скотоводческих обществ бронзового века // Проблемы истории и археологии Украины: Материалы международной научной конференции. - Харьков, 2001. - С.38 - 40.
          В последние десятилетия наиболее остро проявился интерес исследовате-лей к проблемам мира детства. Были опубликованы  работы по археологии, этно-графии, психологии и т. д. Изучение мира детства скотоводческих обществ брон-зового века, на  наш взгляд, является  перспективным направлением археологи-ческих исследований. Это  объясняется увеличившейся источниковедческой ба-зой, малочисленностью обобщающих работ по  данной теме, недостаточным вни-манием к изучению детской проблематики  в первобытных и раннеклассовых об-ществах.
          В  1998  году И. Ф. Ковалева  в своей работе “Мир  детства  ямных племен Приднепровья” обобщила археологические данные по детским погребениям Дне-провского  Предстепья, отметила  насыщенность  детских погребений погребаль-ным  инвентарем и выделила ряд сопутствующих предметов,  которые непосред-ственно, принадлежат  детским погребениям и должны обеспечить загробное су-ществование ребенка в соответствии с традиционными верованиями и естествен-ным стремлением  обеспечить ему  загробное существование.  К таким предметам относятся: “флейты Паны”, амулеты-фетиши, С.39. украшения, сосуды, глиняные рожки  или соски для  искусственного вскармливания младенцев, обильное при-менение  охры и  других минеральных красок и  почти полное отсутствие орудий труда, оружия. Было опубликовано  единственное для ямной культуры погребе-ние в колыбели из жердей и прутьев.
          Аналогий в близлежащих степных культурах  бронзового века нет, поэто-му И.Ф. Ковалевой была взята колыбель из окуневского детского погребения III тыс. до н. э. Хорошая  этнографическая база и изученность  материалов по исто-рии  народов Сибири,  где колыбель воспринималась  как микрожилище,  “дом в доме”, связь  колыбели с идеей  реинкарнации,  позволили исследователю сде-лать вывод о существовании у ямных племен колыбельного (люлечного) культа, в котором нашли отражение представления о младенчестве как особом психофи-зическом состоянии, связи рождения и смерти.
          Немаловажным является  выделение среди погребального инвентаря дет-ских погребений игрушек. К ним относятся: миниатюрные  сосудики, гальки нео-бычных форм, альчики и "копытца" овцы.
          Глиняные модели колыбелей найденные в кургане 1 у с. Павловка и кур-гане “Луговая могила” у с. Веселое отнесенные к ямной культуре, И.Ф. Ковалева на аналогиях с вотивными моделями колыбелей народов Сибири, связывает их с культовой  обрядностью.  В Сибири такие  модели подвешивались  к бубну и ис-пользовались в камланиях и других обрядах. На наш взгляд, тезис об использо-вании  моделей колыбелей только в обрядовых  действиях, не совсем правилен.
          Наша выборка включает около  30 глиняных моделей скотоводческих об-ществ эпохи   бронзы на территории бывшего Союза, о которых есть упоминания в  археологической  литературе, их описания и  графические  изображения.  Все модели  были найдены  или в  детских погребениях или  погребениях  ребенка и взрослого (женщина). Находки моделей в  погребениях взрослых нам не извест-ны. Эти данные еще раз подтверждают тезис о связи глиняных моделей только с детьми.  Существует несколько точек зрения   по поводу находок в погребениях глиняных  моделей. В первую очередь их связывают с  моделями повозок, киби-ток, лодок, саней-волокуш, хижин, колыбелей и седалища возницы.
           Попытку классифицировать глиняные модели эпохи бронзы предприняла Э.А. Федорова-Давыдова,  которая  разделила  их на глиняные  модели повозок открытого типа ("люльки") и  повозки крытого  типа ("кибитки"). До сих пор в ар-хеологической  литературе  нет  четких  разграничений и  устоявшихся терминов для данной категории погребального инвентаря.
           На наш взгляд, как правильно заметила Э.А. Федорова-Давыдова, глиня-ные модели  делятся на модели  открытого и закрытого типа. К первому типу, мы относим, модели люльки-колыбели, которые в свою очередь подразделяются на колыбели  со спинкой-капюшоном и  без них. Обращает  на себя внимание также внешний вид этих моделей  и техника их изготовления. Одни имеют четкие очер-тания,  плавные  линии и орнаментированы  насечками, волнистыми линиями, на-сечками  имитирующими  плетение, то  другие модели  грубо вылепленные, с не-ровными поверхностями  и практически   отсутствующей орнаментацией. Модели, так называемые  лодки-ладьи, имеющие более узкую и вытянутую спинку, нами также  отнесены к моделям открытого  типа люльки- колыбели со спинкой-капю-шоном.  Этнографические  данные говорят о том, что, колыбели  нивхов, ульчей, нанайцев, теленгитов, изготовлялись иногда в форме лодки.
           Ко  второму типу  мы отнесли модели кибиток-повозочек, по мнению В. И. Марковина – хижин,  что  на наш  взгляд для  кочевых племен того времени тож-дественные понятия имевшие одну и туже смысловую нагрузку. Обращает на се-бя  внимание  различия в размерах  моделей  этих двух типов. Первые – малень-кие,  длинна до 15 см.,  вторые – длинною до 30 см.  Модели обеих  типов имеют сквозные  отверстия.  Первые,  для подвешивания,  вторые,  возможно, для при-крепления к ним других конструктивных деталей.  И те, и другие,  без сомнения, использовались в обрядовых действиях.
          Продолжая мысль И. Ф. Ковалевой о наличии в детских погребениях игру-шек хочется заметить, что как мы уже раньше отмечали,  глиняные модели обоих типов,  тоже могли  использоваться в качестве игрушек.  Люльки-колыбели - для девочек, кибитки-повозочки – для мальчиков.
          Дети  бронзового  века  чаще наследовали  профессии  своих  родителей. Игрушки,  в том числе колыбели и кибитки,  могли служить  своеобразным миниа-тюрным  наглядным  пособием   для  обретения мальчиками  и девочками тех или иных  профессиональных  навыков.  Мальчики,  возможно  осваивали профессии возничего,  столяра и т. п.  девочки  же учились  быть матерями, что в скотовод-ческих обществах  при высокой детской смертностью было  немаловажным. И. Ф. Ковалева на  основании этнографических  данных по Океании и  Юго-Восточной Азии  М. Минда, делает вывод о постфигуративности ямной КИО, в которой "дети учатся у своих предшественников”. Это культура традиционного патриархально-го общества,  внутри которого взаимоотношения возрастных слоев социальных и ранговых  групп  строго регламентированы,  где главным  определителем служит опыт С. 40. предшествующих поколений.  К постфигуративным  культурам можно отнести и  другие скотоводческие общества  бронзового века.  Небольшое коли-чество глиняных моделей колыбелей и еще меньшее их натуральных прообразов служит  доказательством преемственности этих вещей переходивших  из поколе-ния в поколение.  Нанайцы считали счастливой, благополучной ту колыбель, ко-торой  пользовалась семья,  вырастившая здоровыми много детей.  Особенно це-нилась колыбель переданная от прадеда или прабабушки.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru