Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Дремов И.И. О хронологической неразрывности погребений катакомбной и срубной культур в степном Поволжье // Северо-Восточное Приазовье в системе евразийских древностей (энеолит - бронзовый век): Материалы международной конференции. - Донецк, 1996. - Ч. 1. - С.110 - 114.

           Еще недавно материалы катакомбной культуры в Степном Поволжье были единичными, и их культурная атрибутация была дискуссионной. Катакомбные памятники, как считалось, распространялись лишь до С. 111. Правобережья Волги, а Заволжье всецело принадлежало постямному - полтавкинскому населению. За последние 10-15 лет исследован целый ряд катакомбных памятников, как в Правобережье Волги, так и в Заволжье. С появлением памятников появилась и проблема хронологического соотношения материалов катакомбной и срубной культур.
           На правом берегу Волги в 1987-89 гг. были раскопаны бескурганные могильники Белогорское 1,2, где из 42 найденных погребений 40 относились к катакомбной культуре и 2 к срубной (Дремов, 1996). Оба могильника, вероятно, одновременны, т.к. содержат взаимовстречающиеся материалы. Это позволяет дать суммарную характеристику материалов.
           Из 40 погребений катакомбной культуры 21 находилось в простых ямах и ямах со ступеньками, 9 в подбоях и 10 в гумусе. Показательны ориентировки скелетов: головой на С - 13, на СВ - 12, на В - 4, на СЗ - 2, на Ю - 2, на ЮЗ - 0, на 3 - 0. Подавляющее большинство погребенных лежало на левом боку - 24, на левом боку с завалом на спину - 5, на правом боку -3, на правом с завалом на спину - 2. Руки были протянуты к коленям или тазу в 23 случаях, в позе адорации - 5.
           Найденный здесь инвентарь позволяет отнести могильник к позднекатакомбному времени. Среди керамического комплекса имеется один сосуд бахмутского типа (Б - 1, п. 2), два сосуда - кувшин с ручкой (Б -1, п. 8) и сосуд с ушками для подвешивания имеют прямые аналогии в позднекатакомбных памятниках Северного Кавказа. Иногда сосуды с ушками встречаются и в комплексах Покровского времени. Один острореберный горшок (Б - 2, п. 13), орнаментированный защипами, по форме ничем не отличается от срубных острореберных горшков; имеется также 3 простых банки без орнамента, типичных для срубной культуры. Кроме того, здесь найден один сосуд, ничем не отличающийся по форме от покровских (Б - 1, п. 9), и 3 оригинальных горшка, напоминающие по форме и орнаментации керамику Вольского типа, считающуюся предсрубной. Помимо керамической посуды, здесь найдены остатки деревянной чаши с бронзовой обоймой по краю венчика. Обойма сделана из уплощеной проволоки и занимает половину диаметра венчика. По-видимому, подобные чаши являются ближайшими предшественниками деревянных чаш с бронзовым окладом покровского времени. В некоторой степени настораживает отсутствие многоваликовой орнаментации, но в Саратовском Заволжье имеется аналогичная керамика, украшенная налепными валиками, из катакомбных захоронений (Баринов, 1996).
           Таким образом, весь комплекс признаков, как в погребальном обряде (преобладание С и СВ ориентировок, левобочность, наличие позы адорации), так и в инвентаре, позволяют относить эти погребения к позднему времени и датировать, как погребения бахмутского типа XVIII - сер. XVII вв. до н.э. (Санжаров,1993, с.29).
           С. 112. На могильнике имеется 9 случаев прямой стратиграфии. В 8 случаях погребения средней бронзы перекрывали погребения средней бронзы. В одном случае погребение срубной культуры легло точно на входную камеру катакомбной могилы. Срубное погребение сопровождалось выразительным инвентарем: баночным сосудом, бронзовым ножом без перекрестия и с раскованным краем лезвия, близким по форме позднекатакомбным ножам, пастовыми бусами, бронзовой подвеской в 1,5 оборота и головным украшением из бронзовых блях и пронизок. Это украшение имеет прямые аналогии в лесостепной зоне Приуралья в Ново-Ябалаклинском могильнике 1, к.2, п. 3 (Горбунов, 1977) и во II Виловатовском мог., к. 14 п. 1, к. 17, п. 3. (Кузьмина, 1995), в раннесрубных и абашевских погребениях. Есть сходство и с металлическими бляхами Кавказа, украшенными пуансонным орнаментом, как в комплексах из Эшери, датируемых по Ближневосточным аналогиям XIX - XVIII вв. до н.э. (Рысин, 1990, с.24).
           Скелет срубного погребения просел на 10-15 см во входную камеру катакомбной могилы, в которой лежал костяк в позе "скачущего всадника", сопровождаемый инвентарем - двумя сосудами и жаровней. Эта керамика имеет аналогии в среднедонской катакомбной культуре, как раннего, так и позднего этапов, но наличие защипов по краю венчика позволяет отнести это погребение к позднему этапу.
           На первый взгляд, сочетание срубного и катакомбного погребений кажется случайным, но есть основания полагать, что в грунтовых могильниках захоронения более компактны в хронологическом отношении, и вероятность случайного попадания более поздних погребений непосредственно на предшествующие с течением времени сокращается. В связи с этим обратим внимание и на аналогичные случаи в курганах. В кургане у с. Сторожовка близ Саратова было найдено катакомбное погребение с копьем и таким же катакомбным сосудом, как в белогорском захоронении. В заполнении этой могилы находились срубное погребение с покровской керамикой (Ляхов, 1996). В кургане 3, Бережновка II срубное погребение с баночным сосудом находилось в заполнении могилы, на дне которой лежал скелет ребенка с сосудом, орнаментированным "елочкой". (Синицын, 1959, с. 120) и идентичным по форме сосуду из срубного погребения Белогорского 2 могильника, погр. 1. Вероятность случайной накладки здесь мизерна, т.к. эти погребения находились в поле кургана далеко от остальных могил. Примеры можно продолжить. Бросается в глаза, что во всех этих случаях керамика коррелируется между собой и имеет елочную орнаментацию, выполненную штампом. Копье из с. Сторожовки, вероятно, является прототипом покровских копии, так как в предшествующее время бронзовые копья не встречаются.

          С. 113.



Белогорское II. Материалы погребений 2,3.

С. 114. Срубные погребения, впущенные в могилы средней бронзы, относятся к ее раннему этапу. Учитывая, что катакомбные погребения Белогорских могильников по всем признакам относятся к концу среднебронзового века и могут датироваться XVIII - началом XVII в., а срубные погребения относятся к раннему (покровскому) этапу срубной культуры, датируемому XVII - XVI вв. до н.э. с возможным выходом в XVIII в. до н.э., напрашивается вывод, что эти совпадения не случайны. По всей вероятности, в данном случае, срубные погребения совершались в определенное, предназначенное для них место, и следовательно, память о существующих на этом месте захоронениях еще была жива. Это возможно только в том случае, если смена катакомбной культуры на срубную в Степном Поволжье произошла в течение одного, максимум двух поколений, то есть на рубеже XVIII - XVII вв. до н.э. произошла резкая смена культурных традиций при вероятной генетической преемственности срубной и катакомбной культур.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru