Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Чередниченко Н.Н., Пустовалов С.Ж. К вопросу о боевых колесницах и колесничих в обществе катакомбной культуры // Проблемы охраны и исследования памятников археологии в Донбассе: Тезисы докладов научно-практического семинара. - Донецк, 1989. - С.104 - 106.
           В 1976 году у с. Марьевка Запорожского района Запорожской области в кургане "Тягунова могила" в катакомбном погребении была обнаружена повозка (к. 11, п. 27). Шахта подпрямоугольной формы, размерами: 2,45 х 2,0 м, глубиной 4,4 м, ориентирована по линии ВЮВ - ЗСЗ. В торцевых стенках шахты - входы в две камеры. Первая камера - подпрямоугольная, размерами: 4,2 х 2,3 м, высота свода 2,2 м, глубина - 5,8 м, ориентирована по линии СВ - ЮЗ. В камере - четыре погребенных. 1-й - мужчина 35 - 40 лет, на левом боку, скорчено, рядом с ним - расчлененный мужчина 30 - 35 лет и женщина 45 - 50 лет; у повозки, находившейся в южной части камеры, лежал ребенок 7 - 8 лет. Вторая камера - подпрямоугольной формы, размерами: 3,6 х 1,65 м, высота свода 1,55 м, глубина 5,5 м, ориентирована с СВ на ЮЗ. В камере остатки кострища и деревянных изделий, на дне козьи копытца (4 шт.). Особенности погребального обряда, стратиграфии позволяют датировать данное погребение концом III, началом II тыс. до н. э.
           С. 105. В южной части первой камеры находилась повозка. Сохранилась основа кузова, изготовленная из цельного куска дерева кольцесосудистой породы. Передняя стенка овальная, размеры: 1,2 х 0,75 х 0,15 м. Под кузовом - ось длиной 1,15 м, диаметром - 0,06 м. Рядом - два колеса: диаметр 0,6, ширина обода - 0,05 м, с выступающими ступицами. У основы кузова лежали обломки дышла и остатки решетчатых бортов. Среди деталей бортов лежало и стрекало с бронзовым четырехгранным наконечником.
           Двухколесная повозка восстанавливается на основе сохранившихся остатков и аналогий в следующем виде. Это одноосная колесница с мощной цельнодеревянной нижней частью, смещенной к задней стенке осью, неподвижно закрепленной на основе. На оси вращались сплошные, цельные с выступающими втулками колеса. Борта были решетчатыми и состояли из планок. Верхняя их часть, вероятно, была мягких, овальных очертаний. Передний борт на основе аналогий был несколько выше боковых. Мощная основа кузова в сочетании с небольшими размерами, ассиметрично расположенная ось, наклонный овальный передок, аналогии с переднеазиатскими боевыми колесницами позволяют авторам уверенно предполагать боевое назначение Марьевской колесницы.
           Таким образом, в степях Восточной Европы в катакомбном погребении впервые обнаружена древнейшая пока одноосная боевая колесница на сплошных колесах.
           В среднем, катакомбные погребения с повозками характеризуются комплексом признаков: обширными погребальными сооружениями, досыпками, сложными погребальными ложами, оружием, металлом - т. е. признаками, отражающими высокий социальный статус погребенного. Марьевское погребение сочетает обширные размеры, досыпку, сложное ложе, металл, колесницу, а также, вероятно, человеческие жертвоприношения.
           Тесная связь колесниц с родоплеменной знатью, выдвинувшейся в результате военных столкновений, позволяет полагать, что погребенный в Тягуновой могиле и аналогичные ему - это воины - колесничие. Видимо, только для знати оказалось возможным использовать это новейшее и дорогое для того времени достижение военной техники. Знать, выделившаяся в результате войн, благодаря своей силе, ловкости и военным талантам подтверждала свое право на высокое положение в обществе участием в бою на колеснице. Наличие в погребениях колесниц косвенно указывает и на то, что в катакомбном обществе выделяется и прослойка мастеров, обслуживающая знать (в частности, изготавливающая колесницы).
           С. 106. По нашему мнению, погребенный в Тягуновой могиле воин - колесничий был не просто представителем родоплеменной верхушки, а вождем крупного этно-потестарного объединения, который тем не менее, для подтверждения своего привилегированного положения сражался в первых рядах войска на колеснице.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru
Регулятор расхода АР40