Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Буйнов Ю.В. Новые данные о марьяновской культуре // Эпоха бронзы Доно-Донецкого региона: Материалы 5-го Украинско-Российского полевого археологического семинара. - Киев-Воронеж, 2001. - С.25 -28.

           Характеризуя марьяновскую культуру, С. С. Березанская отметила, что находки "сосудов и фрагментов керамики на Соже, Дону (Острожки и Долгов-ская стоянка), Усе (с. Воскресенское) позволяют предполагать, что памятники марьяновского типа не являются узко локальным явлением, С. 26. связанным с Десной и Сеймом, а составляют достаточно широкий пласт, возникший в резуль-тате дальнейшего развития неолита с ямочно-гребенчатой керамикой" (Березан-ская С. С., 1982). Имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют включить в ареал этой культуры и Лесостепную Левобережную Украину. Здесь, в разные годы, были обнаружены и частично раскопаны поселения с типичной для марьяновской культуры керамикой, украшенной оттисками гусеничного штампа в сочетании с круглыми ямочными вдавлениями (с. Малая Рублевка, с. Червоный Шлях, г. Харьков, г. Балаклея в уроч. Лысый Горб и др.). Бесспорно марьяновская керамика обнаружена в основании культурного слоя Субботов-ского городища чернолесской культуры на правом берегу Днепра (Граков Б. Н., Тереножкин А. И., 1958).
           На столь огромной территории интересующие нас памятники не могли быть одновременными. На раннем этапе своего развития марьяновская культура занимала в основном Левобережное Полесье и частично Верхнее Поднепровье. В настоящее время в этом районе зафиксировано более 30 поселений и три пун-кта с грунтовыми погребениями, совершенными по обряду трупоположения (с. Горки на Сейме, Шабалиновское городище на Десне, погр. 2, 9 в уроч. Стрелица на Соже). Все эти памятники датируются XVIII - ХVI вв. до н. э., а возможно и XV в. до н. э.
           В середине II тыс. до н. э. территорию Полесья занимают племена сос-ницкой культуры, в результате чего марьяновское население вынуждено было переселиться на юг и восток Лесостепного междуречья Днепра и Волги (Бере-занская С. С., ІллІнська В. А., 1971; Березанская С. С., 1982). Ранее этот вто-рой этап марьяновской культуры отождествляли с памятниками малобудковского типа или группой близкой поселению Студенок-5 (Березанская С. С., 1982; Бе-резанская С. С., Отрощенко В. В., 1997). Новые данные указывают, что куль-турно-хронологическое положение позднемарьяновских памятников было иным. Утратив свою этническую родину, "марьяновцы" в лесостепных районах перво-начально сохраняли свой традиционный культурный облик. Горшки яйцевидной формы украшались "гусеничками", оттисками палочки, перевитой ниткой, "колю-чей проволокой", круглыми ямками, а в их глине часто встречается примесь крупных зерен кварца и толченого гранита (Рис. 1). Одновременно более часто стал применяться зубчатый штамп, тычковые вдавления и гребенчатые расчесы на внешней поверхности. В целом, в керамическом комплексе позднемарьянов-ских памятников прослеживается тенденция к образованию черт, присущих ма-лобудковскому типу. На поселении Копанище-2 встречены кремневые вкладыши серпов сегментовидной формы (Синюк А. Т., 1997). Кроме поселений известно одно грунтовое погребение с трупосожжением на краю могильника срубной культуры у с. Червоный Шлях на Северском Донце (Буйнов Ю. В., 1992). Пред-варительно второй этап марьяновской культуры можно датировать XV / XIV - XIII вв. до н. э. Примечательно, что именно этим же временем датируется

С. 27.

Рис. 1. Керамика марьяновской культуры из памятников бассейна Северского Донца: 1-10 - уроч. Лысый Горб: 11-16 - могильник у с. Червоный Шлях

С. 28. установление контактов позднемарьяновских племен с носителями прика-занской культуры на балымско-карташихинском этапе (Халиков А. X., 1980). Не исключено, что расселение "марьяновцев" на восток обусловило замеченное А. X. Халиковым сближение ряда культур эпохи бронзы лесостепи Евразии: сос-ницкой, марьяновской, черкаскульской, приказанской и еловской (Халиков А. X., 1980; 1987).
           Хронологически более поздними являются памятники студенокского типа. Для них характерно наличие круглодонных сосудов, полное вытеснение гусе-ничного штампа зубчатым, появление "жемчужного" орнамента, треугольников из тычковых вдавлений, воротничковое утолщение венчика с кососетчатым орна-ментом из оттисков крупнозубчатого штампа, широкое применение гребенчатой штриховки по внешней поверхности сосудов и других приемов, напоминающих ложнотекстильную керамику. Анализ студенокского керамического комплекса указывает не на его принадлежность к поздняковской культуре (Воловик С. И., 1993; 1996), а на генетическую связь с марьяновским типом. Нет сомнений в том, что он сформировался в восточных районах под сильным влиянием приказан-ской, позняковской культур и культуры сетчатой керамики.
           В Левобережной Лесостепной Украине памятники студенокского типа представлены поселениями (Студенок-5, уроч. Лысый Горб, Петровское. Сердю-ково-2, Циркуны, Малая Даниловка, уроч. Пинчуковы Горбы и др.) и одним грунтовым могильником с урновыми и безурновыми захоронениями остатков кре-мации (Студенок-6). Керамика этого типа известна в Подонье (г. Воронеж, Со-кольское-102, Копанище-2, Шиловское), на Средней Оке (Большой Лес-2, Кле-ментовская стоянка, Логинов Хутор-2, Фефелов Бор-1) и на правом берегу Волги (Ивановская стоянка в Саратовской обл.). Датируются концом XIII - ХII вв. до н. э. (Буйнов, 1994).
           Стратиграфические наблюдения и анализ керамики указывают, что носи-телями студенокского типа влились в состав местного населения позднесрубной и марьяновской культур, что привело к окончательному формированию памятни-ков малобудковского типа. На этой основе несколько позднее произошло сложе-ние бондарихинской культуры финального этапа бронзового века.
 


© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru