Web - библиотека BRONZA - LIB

  главная     каталог      написать отзыв

Берестнев С.И. Захоронения животных у племен катакомбной общности // Проблемы археологии, древней и средневековой истории Украины: Тезисы докладов. - Харьков, 1995. - С.19 - 20.
           Погребения животных в специальных погребальных сооружениях встречены в разных регионах катакомбной общности - в Предкавказье, Северном Причерноморье, Крыму, но в ритуально-религиозном контексте они обычно не отделялись от захоронений людей и рассматривались как кенотафы. Новые данные позволяют по-иному подойти к этой проблеме.
           Погребения животных исследованы в ряде могильников Осколо-Донецкого региона: Высшее Соленое-1 Боровского р-на, Колесниковка-II Купянского р-на Харьковской области, Нерасимовка-1 Валуйского р-на Белгородской области. Захоронения были произведены в яме с небольшим подбоем под одной из стенок (Колесниковка 4/2) и в катакомбах с колодцами и камерами разной формы и сопряженности. В двух случаях погребения были основными подкурганными насыпями (Колесниковка 4,2; Герасимовка 1/1), в остальных - впущены в уже существовавшие насыпи и сопровождались досыпками. Зафиксированы остатки деревянного настила (Колесниковка 4/2) и локальная известковая побелка 9В. Соленое 2/1). Сопровождающий инвентарь представлен каменным привязным молотом (Колесниковка 7/2), сосудом (Колесниковка 4/2), кремневым наконечником копья (В. Соленое 2/1). Кости животных находились в центральной части погребального сооружения: череп и кости конечностей коровы (быка) - Колесниковка 4/2, 7/2 (две особи); Герасимовка 1/1, 2/4; ребра - В. Соленое 2/1; череп и кости конечностей овцы - Герасимовка 1/1.
           Захоронения животных в особых погребальных сооружениях, сопровождавшиеся возведением насыпи или досыпкой уже существовавшей, свидетельствует об их особом статусе в религиозно-мифологических представлениях ранних скотоводов. Культ животных - одна из древнейших форм религии, уходящая в тотемистические представления. Промысловый культ, основанный на вере в умирающего и воскресающего зверя, возник в охотничьей среде задолго до появления производящего хозяйства. На базе земледельческо-скотоводческого уклада развивается особая форма поклонения животным - зоолатрия, эволюционирующая в направлении от обожествления животного к посвящению его конкретному божеству. Ведущая роль крупного рогатого скота в хозяйстве и религиозных представлениях индоевропейцев не вызывает сомнений и даже рассматривается как индикатор определения индоевропейской прародины. У хеттов, канонизировавших чрезвычайно сложный ритуал жертвоприношения, корова (бык) стояла на первом месте в иерархии жертвенных животных. В Ригведе корова олицетворяет небо и Индру - бога войны, грома и молнии. Синонимом последнего в гимнах нередко С.20. выступает бык - "неукротимый, крепкий бык", "ярый бык" (Ригведа I,10; IV,18). С точки зрения индоевропейской принадлежности племен катакомбной общности, особый обряд захоронения животного может рассматриваться как персонифицированная жертва конкретному божеству посвященного ему животного. В таком контексте объяснимо присутствие в захоронениях каменного молота и наконечника копья как атрибутов грозного бога Индры (ваджра - "дубина грома" и копье бога войны). Особую ценность при жертвоприношении имела кровь жертвенного животного, вместилищем которой может рассматриваться глиняный сосуд.
           Наличие тех же животных (корова/бык) в том же представительстве (череп и кости конечностей, по этнографическим параллелям - шкура) в погребениях людей могут рассматриваться как индивидуальная жертва, предназначенная обеспечить загробное существование покойника. В то же время специальные захоронения жертвенных животных выступают как общественный акт, имеющий более широкое значение.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru