Web - библиотека BRONZA - LIB
http://bronza-lib.narod.ru

  ГЛАВНАЯ     КАТАЛОГ      НАПИСАТЬ ПИСЬМО

Арапов С.В. Некоторые вопросы хронологии памятников предкавказской (манычской) катакомбной культуры // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов Всесоюзного семинара. - Запорожье, 1990. - С. 4 - 6.
           Хронологические позиции памятников предкавказской (манычской) катакомбной культуры находятся в центре внимания исследователей. А.А. Иерусалимская их хронологический диапазон определяла от 1700 до 800 гг. до н. э., В.А. Сафронов - серединой II тыс. до н. э. С.Н. Братченко отнес бытование погребений манычского круга на Нижнем Дону к 1700 - 1300 гг. до н. э.
           Однако наметились тенденции к удревнению возраста катакомбной культуры Калмыкии. В.А. Фисенко ее нижнюю дату отнес к 2200/2100 гг. до н. э. А.Н. Гей также считает, что нижний хронологический предел помещать в районе 1700 г. до н. э. не имеет оснований. В доказательство им приведены радиокарбонные даты катакомбных погребений Ростовского и Кудиновского могильников. А.Л. Нечитайло придерживается -того же мнения, считая, что омолаживание катакомбных памятников Калмыкии неправомерно. Трифонов В.А. определяет диапазон предкавказской культуры 2000 -1500/1400 гг. до н. э.
           Аргументация сторонников традиционных схем сводится к соотношению диахронных позиций с датировками по аналогиям. В данном С. 5. случае датировка привольненского клада; определенная А.А. Иессеном 1700 г. до н. э. и аналогии ножам привольнеиского клада позволяют определить хронологические позиции памятников средней бронзы. Другим доводом является относительно позднее положение погребений манычского круга (по С.Н. Братченко) по сравнению с донецкими погребениями на Нижнем Дону. Кроме того, погребения II, III, IV группы (по В.А. Сафронову) старше погребений предкавказской (манычской) катакомбной культуры.
           Сторонники удревнения в доказательство приводят радиоуглеродные даты, определяя иную систему хронологических координат. Их доводы сводятся к следующему. Прежде всего, фактически удревнен привольненский клад до начала II тыс. до н. э. (В.И. Марковин, 1960). Донецкие памятники на Нижнем Дону частично относятся к предшествующему преддонецкому горизонту (А.М. Смирнов, 1987). И наконец, погребения II, III, IV групп действительно предшествуют катакомбным погребениям Калмыкии, но попытка связать погребения II группы с северокавказской культурой оказалась необоснованной, т. к. в большинстве эти погребения безинвентарны.
           Рассмотрим радиоуглеродные даты. На Нижнем Дону имеется серия из 5 дат. Их диапазон охватывает от 2265±100до н. э. (Ростовский могильник), до 1910±80 до н. э. (Кудиновский могильник к. 2 п. 6). Известны три даты из погребений северокавказской культуры Усть-Джегутинского могильника. Диапазон дат - 2160± 60 гг. до н. э. до 1950±60 до н. э. Эти даты использовались в различных работах.
           В дополнение к существующим датам имеется серия дат из Калмыкии. Получена серия из 13 дат. Основным источником послужил Ергенинский могильник, раскопанный В.П. Шиловым в 1981-1986 годах. Обращают на себя внимание нижние даты этого могильника: курган 8, погребение 3 - 2080±40 до н. э.; курган 10, погребение 4 - 2010±40 до н. э.; курган 12, погребение I 2000±40до н. э.; курган 10, погребение 2. Имеются 2 даты: 1990±40 и 1960±40 до н. э. Все комплексы, содержащиеся в этих погребениях, указывают на сложившийся характер культуры.
           Если обратиться к хронологическим схемам культур эпохи бронзы Предкавказья и Северного Кавказа, то обращает на себя внимание противоречие относительно преддонецкого горизонта. В связи с тем, что диапазон донецкой катакомбной культуры (по С.Н. Братченко) определяется 2200 - 1700 гг. до н. э., то предшествующий преддонецкий горизонт необходимо удревнить. А.М. Смирнов дату преддонецкого горизонта обозначил 2400/2300 гг. до н. э. (1987).
           С. 6. Хронологические позиции архаринского горизонта, предшествующего предкавказской (манычской) катакомбной культуре, по набору вещей соотносятся с ранним этапом северокавказской культуры и отчасти с преддонецким горизонтом. К таким наборам относится молоточковидные булавки, каплевидные и шнуровые подвески, а также топоры кабардино-пятигорского типа и его производные (В.П. Шилов, 1985).
           Но имеющиеся три даты северокавказской культуры из Усть-Джегутинского могильника, а также выбранный А.Л. Нечитайло диапазон раннего этапа северокавказской культуры - конец III тыс. до н. э. - 1800/1700 гг. до н. э. - приходит в противоречие с ранними датами из Ергенинского могильника в Калмыкии.
           Учитывая все имеющиеся данные, предварительно можно установить, что период становления предкавказской (манычской) культуры и ее нижняя граница может быть отнесена к рубежу третьей и четвертой четверти III тыс. до н. э. - 2200/2100 до н. э. Даты по С14 подтверждают эти нижние границы. При этом хронологический приоритет северокавказской культуры, ее ранних памятников, относительно памятников предкавказской (манычской) катакомбной культуры должен быть сохранен.
 

© 2008 project by Shaman  e-mail: bronza-lib@narod.ru
© 2008 design by Shaman e-mail: bronza-lib@narod.ru